Этот инструмент очень полезный, и его многие недооценивают, может
потому, что им пользоваться не умеют?)) Некоторые хитрости помогут вам
освоить перо.
Для тренировки создайте документ 600х600, разрешение 150, фон белый
Для работы с контурами используют эти инструменты:
Перо применяется как основной инструмент для создания контуров и
векторных объектов, методом поточечного вычерчивания. Режим создания
определяется на панели параметров.
Для начала нужно запомнить следующее:
Если просто щелкать этим инструментом по холсту, то образуется ЛОМАННАЯ
линия, состоящая из прямых отрезков и угловых точек (узлов).
А если нажать Левой Кнопкой Мыши (ЛКМ) и протянуть - получите кривую
Безье, с возможностью настройки ее кривизны. В данном случае, узлы
будут гладкими.
Кривые Безье - задаются с помощью положения узлов и касательных
(рычагов), которые соединяют направляющие и узловые точки. Процесс
создания кривой Безье: Сначала устанавливают начальную точку, а затем,
двигая мышь, создают направляющие точки и рычаги, с помощью перемещения
которых можно задавать кривизну и направление изгиба линии.
Давайте попробуем:
Включите инструмент "перо", включите режим “контур” и выполните 1-й
пример (вверху). Затем нажмите клавишу Esc (чтобы закончить
вычерчивание первого контура) и выполните ниже 2-й пример:
При вычерчивании контура инструментом "перо", вы можете добавлять узлы
привязки или удалять их. Для этого в процессе создания контура
подведите инструмент к ранее созданному узлу, и вы увидите значок
“минус” – щелкнув им на узле – можно удалить ненужную точку (Перо с
минусом не разрывает контур. Для разрыва контура нужно выделить узел и
нажать Delete). Чтобы добавить узел привязки – щелкните "пером" в
нужном месте сегмента (возле значка перо появляется “плюс”).
В нарисованных контурах различают узлы: гладкий, угловой и узел стыка.
ГЛАДКИЙ узел – обеспечивает плавный переход от одного сегмента к другому в виде единой дуги.
УГЛОВОЙ узел
– представляет угол между двумя прямыми сегментами и не имеет
настроечных балансировочных точек (их еще называют маркеры Безье).
Такой узел может только перемещаться. Балансировочные точки позволяют
изменять степень кривизны сегментов, соединяющихся в узловой точке,
сглаживать углы контуров, точно обводить криволинейные поверхности.
Узел СТЫКА (ОСТРЫЙ узел)
– используется в тех местах, когда нужно сделать резкую смену
направления кривой или соединить прямолинейный сегмент и криволинейный
с резким переходом.
Чтобы работать с узлами вам понадобятся инструменты редактирования и перемещения контуров:
Черная стрелка
используется для перемещения всего контура. Для этого: щелкнуть черной
стрелкой на линии контура – все узлы выделятся, взять любой узел или
за саму кривую и переместить контур в нужное место (см. рисунок а)
ниже). При перемещении с клавишей Alt контур будет дублироваться.
Чтобы передвинуть только один или несколько узлов – включите белую стрелку,
щелкните сначала на контур – появятся узлы. Затем кликните на нужный
узел или обведите стрелкой несколько узлов – таким образом, узлы
выделяются (Выделенные узлы помечаются инверсным цветом по отношению к
фону, не выделенные выглядят как не заполненные квадратики) После
этого, ухватите выделенный узел и перетащите его в нужное место. При
перемещении вид стрелки изменится (см. рисунок ниже – б)).
Белой
стрелкой можно изменять и сами сегменты. Если сегмент криволинейный –
при его перемещении он будет изменяться (вытягиваться и/или гнуться) -
см. рисунок ниже – в). Если контур прямолинейный – он будет просто
перенесен. (см. рисунок ниже – г))
Преобразователь узлов
применяется для изменения свойств узловых точек, принимает форму
острого угла. Например, если нужно изменить гладкий узел в узел стыка.
При щелчке на гладком узле образуется угловой узел, а при протягивании
углового узла – образуется гладкий узел.
Для работы с цифрами этих знаний достаточно, а рисовать будем вот что:
Начнем
с самых простых чисел – 1 и 4. Еще раз напомню, что если пером просто
щелкать – будут образовываться прямые отрезки, которые складываются в
ЛОМАННУЮ линию. А если нажать и протягивать указатель мыши – будут
рисоваться дуги. Сначала разберемся с одиночными дугами. Дуга имеет
одно свойство – она настраивается. Самое главное – не спешите,
протягивая отпустить кнопку мыши, повертите, покрутите, пока не
добьетесь нужного результата.
Ниже показан пример.
Старайтесь располагать узлы там, где они расставлены. Строго
горизонтальные, вертикальные или под 45° прямолинейные сегменты вам
поможет сделать клавиша Shift, не забывайте ее держать, когда это
требуется. А чтобы не запутаться начинайте с первого узла.
Далее
начертим две «гладкие» цифры – 6 и 9. Первый узел щелкаем, остальные
протягиваем. После создания контура, не забывайте нажимать Esc.
Рисуются эти цифры одинаково, только одна сверху вниз, а другая снизу
вверх. Чтобы поправить нарисованный контур, используйте белую стрелку.
(двигайте узлы и поправляйте балансировочные точки).
У цифр 2, 3, 7 и 5 – есть точки стыка и нужно научиться ими управлять.
Рассмотрим на примере цифры 2. Выполните примерное вычерчивание контура, ну а потом будем его поправлять
Далее
включите Белую стрелку и щелкните в узел № 3, чтобы его выделить,
появятся две балансировочные точки. Включите инструмент Преобразования
узлов и протяните левую балансировочную точку в указанном направлении.
Попробуйте сами нарисовать
Ну
и оставшиеся цифры 8 и 0. Они обе замкнутые и гладкие и состоят из трех
узлов. Во всех узлах выполняется протягивание. 1 и 3 точки
накладываются друг на друга
Оставшееся преобразование – острие у восьмерки и ноль к форме яйца попробуйте привести сами.
Удачи!)
Автор: Наталия Васильева