Всякую праздничную трапезу Типикон называет "великим утешением братии".
Пасха, которая по своему значению выходит из ряда главнейших
двунадесятых праздников и именуется "Праздником праздников и Торжеством
торжеств", предполагает особенно обильную и разнообразную трапезу.
Однако, разрешая это утешение, Церковь все же не особенно одобряет
изысканные, требующие многих компонентов и сложных в приготовлении блюд,
считая изыски кулинарии проявлением греха чревоугодия. На пасхальном
столе должно быть нескольких простых, недорогих, но необыкновенно
вкусных блюд, которые несут в себе глубокое символическое содержание.
С началом первой седмицы поста заботливые хозяйки начинают копить
луковичное перо, которое лучше всякого импортного порошка окрашивает
яйцо в самый правильный густой красно-коричневый цвет. Раскрашивание
пасхального яйца — это самое настоящее искусство. Художники-миниатюристы
способны изобразить на выпуклой поверхности храмы и монастыри,
фантастические букеты, небесные светила, моря, леса, степи и горы,
святых и ангелов. Только вся эта живопись — влияние Запада, а настоящее
пасхальное яйцо всегда красится луковичным пером!
Объяснение обычая красить пасхальные яйца в красный цвет восходит к
довольно позднему апокрифу, в котором говорится об обращении в
христианскую веру Римского императора Тиверия. Желая остановить
проповедь Марии Магдалины, Тиверий заявил, что он скорее готов поверить в
превращение белого яйца в красное, чем в возможность оживления
умершего. Яйцо покраснело, и это стало последним аргументом в полемике,
которая завершилась крещением Римского кесаря.
Обычай обмениваться крашеными яйцами прочно вошел в быт Церкви.
Символическое значение яйца как начала новой жизни было известно и
ранее. Христиане увидели в этом символе подтверждение своей веры в
грядущее всеобщее воскресение. Красный цвет пасхального яйца
символизирует всепобеждающую Божественную Любовь, которая одна только
может сокрушить ад!
Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос — хлеб, который
освящается на пасхальном богослужении и раздается верующим в субботу
Светлой седмицы. Пасхальный артос — символ Самого Господа Иисуса Христа.
Обращаясь к ученикам, Он говорил: "Я есмь хлеб жизни... Хлеб, сходящий с
небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес;
ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть
Моя, которую Я отдал за жизнь мира" (Ин. 6, 48-51). Артос всегда
приготовляется из дрожжевого теста. Это не иудейский опреснок, в котором
нет ничего живого. Это хлеб, в котором дышит закваска, жизнь, которая
может длиться вечно. Онтологический статус артоса не позволяет добавлять
в него ничего лишнего. В нем нет никакой сдобы, никаких ароматических
веществ. Артос — это символ самого насущного хлеба — Христа Спасителя,
Который есть Жизнь!
Однако в пасхальном куличе, этом артосе, перенесенном на праздничный
стол, напротив, присутствует и сдоба, и сладость, и изюм, и орехи.
Правильно приготовленный русский кулич не черствеет неделями; он
ароматен, красив, тяжел и может простоять, не испортившись, все сорок
дней Пасхи. Такое видоизменение артоса тоже имеет символическую основу.
Пасхальный кулич на праздничном столе символизирует присутствие Божие в
мире и в человеческой жизни. Сладость, сдоба, красота пасхального
кулича, таким образом, выражают заботу Господа о всяком человеческом
существе, Его сострадание, милосердие, снисхождение к немощам
человеческого естества, готовность услышать любую молитву, придти на
помощь последнему грешнику.
Наименование Господа Иисусом Сладчайшим в одном из древнейших акафистов помогает понять символику пасхального кулича.
Столь же ароматной и преукрашенной является еще одна непременная
принадлежность пасхального стола — творожная пасха, которая также имеет
свою глубокую, укорененную в Священном Писании символику. Земля, где в
кисельных берегах текут молочные реки, является одним из наиболее
распространенных архетипов, характерных для самых разных культур.
Молочные реки в кисельных берегах были вековечной мечтой русского
крестьянина, которая воплотилась в сказках и народных песнях.
Господь, обращаясь к Моисею, обещает Своему избранному народу "землю
хорошую и пространную, где течет молоко и мед" (Исх. 2, 7). Эта
характеристика земли обетованной сохраняется на протяжении всего
повествования о Пасхе — переходе евреев из Египта в Палестину. Она
является прообразом Царства Небесного, путь в которое для верующего
человека еще более труден, чем сорокалетнее путешествие иудеев. Ее
"молоко и мед" — образ нескончаемой радости, блаженства святых,
удостоенных спасения и вечного пребывания перед престолом Божиим.
Таким образом, творожная пасха — это символ пасхального веселья,
сладости райской жизни, блаженной Вечности, которая не является
бесконечным длящимся временем, бессмысленным повторением одного и того
же, но, по пророчеству Апокалипсиса, "новым небом и новой землей". А
"горка", форма, в которую укладывается пасха — это символ Небесного
Сиона, незыблемого основания Нового Иерусалима — города, в котором нет
храма, но "Сам Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец" (Апок. 21,
22).
Священник Михаил Воробьев,
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=3351&Itemid=253&limit=1&limitstart=1
источник http://www.paskha.ru/banquet/