Мода
Мо́да - временное господство определённого стиля в какой-либо сфере жизни или культуры. Неотъемлемый атрибут моды — погоня за новизной; при этом степень
новизны/модности предмета или явления зависит не столько от его
объективного времени создания (возникновения), сколько — от момента
обретения им популярности и общественного признания.
История одежды
История одежды с древнейших времен до наших дней является как бы
зеркалом, в котором отражается вся история человечества. Каждая страна,
каждый народ в отдельные периоды своего развития налагают свой
отпечаток, свои специфические черты на одежду людей. История моды почти
так же стара, как и история костюма. С того момента, когда человек
открыл значение одежды как средства защиты от неблагоприятных
воздействий природы, оставалось немного до тех пор, пока он не начал
размышлять о её эстетической и стилизирующей функции.
Одежда
Мода в одежде — это смена форм и образцов одежды, которая происходит в течение сравнительно коротких промежутков времени. Это словоупотребление (быть одетым «по моде», фр. à la mode) восходит к XVII веку, когда французская придворная мода стала образцом для всех европейских стран. С точки зрения искусства мода близка к концептуальному искусству, поскольку она заключается в сочетании различных элементов (прическа, материалы одежды, фасон, цвет, аксессуары), создающих образ.
фото http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/69/231/69231615_lg_17810131_Racinet_regency_empire_shawls_.jpg фото http://img-fotki.yandex.ru/get/3700/ivanpobeda.2c/0_1321f_35274995_XL.jpg
фото http://moda-blog.ru/wp-content/uploads/2011/03/platia60.jpg
фото http://images.china.cn/attachement/jpg/site1005/20090803/001143088d810be0c8c80c.jpg
фото http://privately.ru/uploads/posts/2012-11/1353869939_www.privately.ru-1.jpg
Неотъемлемый атрибут моды — погоня за новизной; при этом степень
новизны/модности предмета или явления зависит не столько от его
объективного времени создания (возникновения), сколько — от момента
обретения им популярности и общественного признания. Так, модными
электронными гаджетами могут стать далеко не уникальные технологически
(или с точки зрения реальных потребительских свойств) приборы; модные
элементы одежды — как правило, имеют прямые аналоги в прошлом.
Если явление или предмет, будучи модным какой-либо отрезок времени,
теряет новизну в глазах окружающих, то становится немодным
(старомодным). Два мотива движут модой. Первый — подражание с целью перенять опыт или
хороший вкус, второй — страх оказаться вне общества, быть осмеянным
(боязнь изоляции).
На протяжении истории моду в одежде диктовали разные
страны; на данный момент самым «модным» городом считается Париж
(и, следовательно, страной — Франция), но ранее моду задавали Италия, Испания, и, позднее Англия.
Зачастую первенство в вопросах моды было связано с политическим первенством
(например, Италия диктовала моду в период Ренессанса, расцвета городов-государств вроде Венеции и Флоренции; с XIII
века именно здесь изготавливались бархат и шёлк).
Моде уделяли внимание французские правители, начиная с Людовика XIV и заканчивая Наполеоном III; во Франции в итоге высоко развилось текстильное производство, было множество умелых
швей.
-------------------------------------------------------------------------------------------
Георг Зиммель о сущности моды
По его мнению, модные вещи – это опознавательные знаки, указывающие
на принадлежность к элите. Мода – это стремление низов подражать элите.
Моды не существовало в первобытном обществе, так как степень социального
неравенства
между людьми, степень разделения людей на элиту и массу в первобытном
обществе была невысокой. В кастовом и сословном обществе мода не
менялась столетиями, так как масса по закону не имела права подражать
элите. В Средние века в Западной Европе только представители элиты – дворяне
и священники – имели право носить модные вещи. Представителям низших
сословий это было запрещено по закону. Модными вещами в то время были драгоценности и меха. Купцы имели деньги
для приобретения этих вещей, но не имели права их носить и не хотели
провоцировать дворян на ограбление себя. Кстати, главным поставщиком
мехов в Западную Европу была Россия,
которая богатела на торговле этим модным товаром. В Новое Время были
отменены правовые запреты на ношение любой одежды, возросла скорость
вертикальной мобильности и исчезла потомственная аристократия. При
капитализме масса стала стремиться подражать элите и носить модные вещи с
целью походить на представителей элиты хотя бы внешне. Поэтому сегодня
элита вынуждена постоянно выдумывать новую моду, чтобы выделяться из
общей массы. Масса настолько измучила элиту в этом смысле, что элита
вынуждена иногда даже повторять моду на некоторые вещи через некоторые
промежутки времени. Примеры повторов моды – это толстая подошва –
«платформа», кожаный плащ, парик. Примеры модных вещей и деталей
внешнего облика из недавнего прошлого: брюки-«клёш», очень узкие брюки
(«макароны»), тёмные очки, борода, бритая голова «под крутого парня»,
татуировки, пирсинг, мини-юбка, туфли на «шпильках», автомобиль
«Мерседес», мобильный телефон, шорты. Особенно пристально следят за
модой представители молодёжной субкультуры и молодые женщины.
-------------------------------------------------------------------------------------------
В современном мире мода связана с сезонностью (весна-лето и осень-зима). При этом исторически ранее мода в одежде могла не меняться на протяжении тысячелетий .
Материал из Википедии — свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org
Подготовлен http://kandaliza2008.ucoz.ru
|