Хиты протеста |
Утрата надежд на перемены в стране делает все более популярной протестную тематику |
Михаил Ефремов и Дмитрий Быков
|
Нарастающая популярность
персональных оппозиционных акций певцов, композиторов, поэтов или
блогеров означает, что отношение к власти необратимо меняется к худшему у
все большего количества людей.
Лидер рок-группы «Машина
времени» Андрей Макаревич, который встречался с Путиным и к которому на
репетиции группы заходил лично Дмитрий Медведев, записал на «Нашем радио» сатирическую песню «К
нам в Холуёво приезжает Путин» о стандартной подготовке провинциального
города к приезду премьера. Видео с записью песни выложил в интернете
блогер Андрей Мальгин. Запись была сделана через несколько дней после
съезда «Единой
России», где президент Медведев предложил выдвинуть Путина кандидатом в
президенты в 2012 году. Через несколько дней Макаревич заявил в одном из
интервью: «Мне не
очень нравится все, что происходит сегодня. Нам уже рассказали, кто у
нас будет президент. Дело не в Путине, а дело в том, что есть ощущение,
что нас лишают остатков права выбора». Владимир Бегунов, музыкант еще
одной рок-группы, не находившейся в оппозиции к нынешнему режиму,
екатеринбургского «Чайфа», исполнил песню «Козявка» против «продажных
журналистов» телеканала НТВ, по заказу власти начавших кампанию по
дискредитации Евгения Ройзмана после скандала вокруг его выдвижения в
депутаты от «Правого дела». Проект «Поэт и гражданин», потом ставший «Гражданином
поэтом», – сатирические стилизации Дмитрием Быков стихов классиков
русской литературы в исполнении актера Михаила Ефремова — превратился в
реально популярное шоу всероссийского масштаба. Теперь концерты «Гражданина поэта» собирают полные залы и сотни тысяч просмотров на YouTube. «Вообще
изначально мы делали все это чисто для прикола и чисто для своих.
Никаких миллионов зрителей в интернете не планировали. Почему это так
поперло, я до сих пор не пойму», – говорил продюсер проекта Андрей
Васильев. Кстати, Макаревич тоже удивлен ажиотажем
вокруг своей песни – уверяет, что написана она давно, вовсе не про
Путина и отношения к последним политическим рокировкам не имеет. Впрочем
не имеют никакого значения все эти оговорки. Потому что вполне понятно, «почему
это так поперло». Это касается и песни Макаревича, и гражданственных
стихов Быкова. Все возвращается на круги своя, и у людей больше нет
надежды на улучшение ситуации при этой новой старой власти. Понятно,
и когда случилась эта перемена настроений — примерно в середине
президентского срока Дмитрия Медведева. В конце 2007 года, накануне
прошлых думских и президентских выборов у граждан, которые в принципе
интересуются происходящим в стране, еще была какая-та надежда на смену
политических декораций. Приходил хотя и назначенный, и малоизвестный, но
все-таки новый президент. К тому же в 2007 году у России было
относительно благоприятное экономическое положение: цены нефть били
исторические мировые рекорды, а о грядущем глобальном экономическом
кризисе предупреждали лишь отдельные экономисты. Теперь страна вместе с
миром едва пережила один экономический кризис и вполне может оказаться в
новом. Россияне реально опасаются повторения глобальных экономических
потрясений. К тому же росло и копилось число
резонансных событий и просто случайных эпизодов, показывавших, насколько
власть далека своего народа. ДТП на Ленинском проспекте с участием
вице-президента «ЛУКойла» на служебном «Мерседесе»,
приведшее к гибели двух женщин. После того как правоохранительные
органы стали неуклюже выгораживать топ-менеджера, далекий от политики
рэпер Нойз МС написал ставшую хитом сети песню «Дорогу колеснице». Встреча Путина с деятелями культуры и его знаменитый диалог с «музыкантом
Юрой Шевчуком», после которого тысячи людей стали предлагать Шевчуку
баллотироваться в президенты. Деятельность блогера Навального,
прославившегося персональными антикоррупционными расследованиями в
отношении связанных с властью компаний и придумавшего явно претендующий
на роль исчерпывающей исторической характеристики партии «Единая России» мем «партия
жуликов и воров». Вопрос писателя Захара Прилепина, посмевшего
поинтересоваться у Путина его связями с крупнейшим нефтетрейдером страны
Геннадием Тимченко. Феномен Навального, «Гражданина
поэта», возвращения политической сатиры в переставший было исполнять
свою протестную функцию русский рок знаменуют начало новой эпохи в
российской истории. Отчасти эта эпоха может оказаться похожей на позднесоветскую: когда Виктор Цой пел «Мы
ждем перемен», его слушали и ждали перемен миллионы. А через пару лет
эти перемены свершились — совершенно неожиданно и для власти, и для тех,
кто ждал ее трансформации. А может быть, мы просто будем иметь дело с
этим персональным политическим протестом как с фоном, который
сопровождает пожизненное путинское президентство. Вряд
ли в эпоху интернета можно искоренить эту традицию персонального бунта
против власти с помощью репрессий. Эту песню не задушишь, не убьешь. На
этот протест до поры до времени, конечно, можно просто не обращать
внимания. Но власть должна понимать: растущая популярность песен и акций
протеста, несанкционированной политической сатиры означает, что
отношение к этой власти необратимо меняется к худшему у все большего
количества людей. А блогеры, рэперы и рокеры всего лишь выражают
перемену этого отношения.
|