По предварительным данным крупнейшая компания рунета может быть оценена в $6–9 млрд. В ходе IPO «Яндекс» рассчитывает привлечь около $1 млрд, часть этих средств – за счет продажи акций текущими акционерами, другая часть— за счет допэмиссии. Крупнейшими владельцами «Яндекса» сейчас являются фонд Baring Vostok (22, 6% акций, 23, 89% голосов) и основатель и гендиректор компании Аркадий Волож (14, 67% акций, 19, 77% голосов).
«Яндекс» боится политических рисков, олигархов и обвинений в цензуре
Любопытным оказался список рисков бизнесу, который представители «Яндекса» указали в документе, направленном в комиссию по ценным бумагам США. «Заметные компании, такие как наши, могут быть особенно уязвимы при проведении различных политических акций», — предупреждают представители поисковика.
Опасения «Яндекса» связаны также с тем, что его новостной агрегатор «Яндекс.Новости» воспринимают в качестве рупора определенных политических сил и регулярно обвиняют в вымарывании неугодных новостей. Последний раз подобное случилось в конце марта, когда блогеры не нашли в базе «Яндекса» плакатов на тему «партия воров и жуликов» и транспарант в поддержку Ходорковского, вывешенный на мосту перед Кремлем. В «Яндексе» объяснили, что эта коллизия была связана с изменением методов индексации материалов, что привело к задержкам появления новых фотографий на портале.
Сбой в поиске подвел «Яндекс» под цензуру
Еще один фактор— этот создание национальной поисковой системы, с подобной идеей весной прошлого года выступили в Минкомсвязи. Смысл этой задумки оказался не совсем ясен, так как в России, в отличие от большинства стран, и так есть национальный поисковик – «Яндекс». В конце октября 2010 года стало известно, что чиновники решили сузить сферу применения госпоисковика для межведомственных нужд.
Наконец, «Яндекс» предупреждает о возможных попытках неких олигархов получить контроль над его бизнесом: «Хорошо обеспеченные финансовые группы и так называемые олигархи время от времени пытаются получить контроль над привлекательными компаниями за счет экономического или политического влияния, а также связей в среде чиновников». Представители поисковика пишут, что в зависимости от политического влияния таких групп у компании может оказаться ограниченный арсенал средств для противодействия, сообщает Dows Jones Newswires со ссылкой на бумаги, поданные в комиссию по ценным бумагам США.
Следует отметить, что государство уже имеет свое веское слово в делах поисковика, когда в 2009 году Сбербанк получил «золотую акцию», которая дает право вето на сделку с пакетами более чем в 25% акций. Этот основной рычаг «Яндекса» для защиты в конфликтных ситуациях: «Золотая акция Сбербанка играет важную роль в поддержании стабильности нашего бизнеса и служит гарантом прозрачности данных о наших акционерах», — говорится в заявлении «Яндекса».
«Таких аргументов не приводят даже китайцы»
Ведущий аналитик ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков считает, что риски государственного влияния не помешают успешному размещению: «До сих пор никакого вмешательства государства в деятельность „Яндекса" не наблюдалось, поскольку это не согласуется с сильной динамикой развития бизнеса компании. „Яндекс" ведет бизнес в высококонкурентной среде, поэтому различные манипуляции и вмешательства могут повредить бизнесу компании и привести к потере клиентов и снижению финансовых показателей. Однако все стороны заинтересованы в создании сильной компании, поэтому вероятность вмешательства и манипуляции в бизнесе „Яндекса" видится минимальной», — рассказал GZT.RU аналитик.
«Вообще-то, такие аргументы в процессе IPO приводятся нечасто, даже когда речь идет о размещении депозитарных расписок китайских компаний, где все-таки уровень влияния государства в экономике существенно выше. От политического режима инвесторам нужно только одно— стабильность. Тем более странно, что эту угрозу озвучивают сами представители компании, которые вроде бы пытаются успешно разместить бумаги. Возможно, тут имеют место некие подковерные игры», — недоумевает аналитик ИК «Финам» Владислав Исаев.
Однако, по его мнению, вмешательство государства, если и случится, то будет носить скорее позитивный характер для компании: «Все-таки государство заинтересовано в том, чтобы в сегментах рынка, в которых работает „Яндекс", ведущие позиции были у отечественной компании, с которой можно договориться или как-то надавить, а не у Google, например, который чуть что – бежит жаловаться в госдеп или устраивает показательные истерики, как это было в ситуации с Китаем», — поделился с GZT.RU эксперт.