Наши
националисты ищут «украинские корни» везде. Только не там, где они были
на самом деле. «Украинцами» пытались объявить древних египтян. Они
построили пирамиды, а наши степные курганы так на них похожи! Чем не
основание? Иисуса Христа тоже одно время пытались «украинизировать» —
тот был родом из Галилеи в Палестине. Поэтому Галилею заменяли на…
Галичину. И все — «прописка» готова. А то, что сами галичане еще в XIX
веке (совсем недавно!) называли себя не украинцами, а русинами, никого
не интересовало. Гуляла даже версия, что атланты были украинцами, а
Гомер — кобзарем. Дескать, его лира — это наша «протобандура». Один
сумасшедший носился с идеей, что не только Гомер, но и все древние греки
— это на самом деле не греки, а древние украинцы — этот оригинал
«открыл» в Древней Греции племя «лелегов» и заявил, что это «лелеки» —
то есть аисты. Жили где-то на Днепре, а потом «перелетели» в Элладу и
построили Парфенон. С древним греком этого киевского «ученого»,
слонявшегося по редакциям газет, объединяло только то, что даже с
костюмом и галстуком он носил сандалии на босу ногу вместо туфель.
Сами по себе такие фантастические версии
дискредитируют любую попытку установления наших следов в прошлом. А они
есть! Причем подтвержденные не фантазией, а документами.
Возьмем такую противоречивую личность,
как московский царь Иван Грозный, живший с 1530 по 1584 год и вступивший
на престол всего в трехлетнем возрасте. Что знает о нем человек,
окончивший школу? В лучшем случае то, что он проиграл Ливонскую войну и
ввел опричнину, рубя головы боярам направо и налево. Либеральный
интеллигент еще добавит, что это было олицетворение российского
самодержавия и самодурства. Сколько слез было пролито по боярам, на
которых царь велел надевать медвежью шкуру, а потом травить их собаками!
Сколько рассказов об «утопленном в крови» Новгороде! Сколько сплетен,
что даже родился царь Иван не от своего отца, а от князя
Телепнева-Оболенского, с которым якобы блудила его мать Елена Глинская.
Не так давно вскрыли московскую гробницу
Ивана Грозного. Провели все необходимые анализы. Оказалось — напрасно
врали сплетники. Больше всего внешне этот первый русский царь был похож
на свою бабку именно по отцовской линии — византийскую принцессу Софью
Палеолог. Те же средиземноморские черты лица, тот же греческий тонкий
нос. Выходит, унаследовал государь Всея Руси через своего официального
отца не только внешность, но и родство с последней императорской
династией Константинополя. Не прижила его мать «во грехе»!
Генетический анализ тоже подтвердил:
Иван Грозный — сын великого князя Василия Ивановича, внук великого князя
Ивана Васильевича. Да и как вы представляете в тогдашнем строгом
придворном быте, в замкнутом мире царского терема какую-либо любовную
интрижку? Не имея возможности генетически подтверждать родство детей,
строго следили за девственностью дочерей, за верностью жен. Никому не
хотелось кормить чужого ребенка. Тем более не своей крови, а чужой
оставлять наследство. Да еще такое! Не о сельском ведь дворе шла речь, а
о дворе великого князя Московского и Всея Руси — прямого потомка
Киевского князя Владимира Святого и Александра Невского!
И сразу после этого отпало простое,
примитивное объяснение жестокости Ивана Грозного. Любители сенсаций
утверждали, что во всем были виноваты гены его «тайного отца» — князя
Телепнева-Оболенского, в роду которого время от времени попадались
сумасшедшие. Но если отцом Грозного князь не был, то откуда жестокость
царя? Да и была ли она проявлением психических отклонений? У Ивана
Грозного не наблюдалось помутнений рассудка. Он сам писал свои послания —
и князю Курбскому, бежавшему в Литву, и английской королеве.
Памятниками его царствования остались взятая Казань, завоеванная Сибирь,
откуда теперь качают газ
нынешние российские олигархи, и прекрасный храм Василия Блаженного на
Красной площади. Если каждый сумасшедший оставит такое наследие, то
получится, что умалишенные куда талантливее и способнее к
государственным делам, чем так называемые адекватные люди.
ГРОЗНЫЙ: «ВЫ ТОЖЕ ЕЩЕ ТЕ СВОЛОЧИ!»
Давайте предоставим слово самому царю.
Вот он пишет бежавшему от его гнева к литовцам и полякам князю
Курбскому, объясняя причины своего царского гнева: «А и с женою вы меня
про что разлучили? Толко бы вы у меня не отняли юницы моея, ино бы
Кроновы жертвы не было. А будет молвиш, что яз о том не терпел и чистоты
не сохранил, — ино вси есмы человецы. Ты чего для понял стрелетцкую
жену?».
Всего одна фраза, а как уел Иван Грозный
своего критика, обвинявшего его в развратной жизни! Говорите, что я
развратен? Но вы же сами развратничаете! Да еще и жену мою отравили — в
преждевременной смерти молодой царицы Анастасии Романовой Иван Грозный
подозревал отравителей-бояр.
И объяснение казней Грозный в этом же
письме приводит вполне реалистическое, а не медицинское: «А князя
Володимира на царство чего для хотели посадити, а меня и з детьми
известь?». Князь Владимир — это родственник царя Владимир Старицкий,
которого боярская партия пыталась поставить на царство, свергнув Ивана.
И, наконец, блестящая фраза, полностью
уничтожающая заявление Курбского и ему подобных о «незаменимости». Иван
Грозный иронизирует в послании своему бывшему слуге, сменившему русского
царя на польского короля: «Вы ведь говорили: «Нет людей на Руси, некому
обороняться», — а нынче вас нет; кто же нынче завоевывает претвердые
германские крепости… Много всяких людей отпущено: спроси их, узнаешь».
И вместо версий о сумасшествии сразу
становится понятно, что это была просто борьба за власть — жестокая,
беспощадная, где или бояре царя, или царь бояр. Ведь все эти бояре были
вчерашними удельными князьями — представителями той самой феодальной
раздробленности на Руси, которую Иван Грозный изводил, дробя кости.
Свое послание Курбскому Иван Грозный
подписал так: «Писано в нашей отчине Ливонской земле, в городе Вольмере,
в 7086 году (1577 году), на 43-м году нашего правления, на 31-м году
нашего Российского царства». Документ этот хорошо известен историкам. И
уже подписью своей он опровергает измышления наших толкователей истории,
что Московию в Россию переименовал якобы Петр I в XVIII веке. Уже в XVI
веке Иван Грозный называет свою страну Российским царством, ведь именно
он был первым царем.
УКРАИНСКАЯ ПОРОДА
А вот то, что почему в 16 лет великий
князь Всея Руси Иван Васильевич Грозный, еще не носивший тогда такого
прозвища, первым объявил себя царем, имеет прямое отношение к Украине.
Да-да, именно так. Хотя такая версия воистину, на первый взгляд, кажется
не менее фантастической, чем утверждение, что Иисус был галичанином.
Иван Грозный, по унаследованному от отца
титулу, был великим князем, что равнялось западноевропейскому титулу
«великого герцога». Это ниже не только императора, но и короля. Совсем
недавно, при деде Ивана Грозного — Иване III, Русь освободилась в 1480
году от власти Орды. Всего пятьдесят лет отделяло эту дату от рождения
Ивана Грозного. Это было такое же близкое событие, как для нас победа в
Великой Отечественной войне. Даже еще ближе! Русь не считалась ни
слишком сильной, ни слишком богатой страной. Она лишь недавно вернула
себе независимость.
А царями в тогдашней Европе после гибели
Византии были только два — германский император и… крымский хан.
Недаром хана называли на Руси «крымским царем». Для того чтобы принять
царский титул, нужно было иметь основания. Во-первых, силу, чтобы это
громкое имя отстоять. А, во-вторых, хоть какую-нибудь юридическую
зацепку — наследственное право.
Киевские князья, от которых по отцовской
линии Рюриковичей напрямую происходил Иван Грозный, царями не были.
Значит, по этой линии князь Иван не имел права на царство. Но его дед
женился на племяннице последнего византийского императора — Софье
Палеолог. От Византии Московская Русь через Софью унаследовала
двуглавого орла — нынешний герб Российской Федерации. И имперские
амбиции. Это было уже что-то!
Византию, официально называвшуюся
Римской империей, в дни ее заката, конечно, не очень уважали. А к
моменту рождения Ивана Грозного она вообще стала воспоминанием — ее
захватили турки. Зато Крымское ханство было вполне реальной силой. Почти
каждый год на Русь и Польшу приходили из Крыма за живым товаром
«людоловы». Правила Крымом династия Гиреев, являвшихся прямыми
наследниками Чингисхана.
Но Иван Грозный тоже был потомком
Чингисхана! Его мать происходила из рода князей Глинских. Нынешние
украинские исследователи называют их «українськими князями». В советские
времена их именовали князьями литовскими. А в дореволюционные —
«западнорусскими».
Но, как бы то ни было, и кем бы ни
считали себя по национальности сами Глинские, а родовое прозвище они
получили от местечка Глинск. Где этот Глинск? В Литве? В Белоруссии,
бывшей частью Великого княжества Литовского? А вот и нет! В Малороссии —
в нынешней Левобережной Украине. Теперь это просто село на берегу речки
Сула. А когда-то казачье сотенное местечко. Глинская сотня входила в
состав то Миргородского, то Лубенского полков. А после ликвидации
полкового деления — в состав Полтавской губернии. Городского статуса
Глинск лишили только в 1923 году — при советской власти.
Родоначальником князей Глинских был сын
хана Мамая — Мансур. После поражения Мамая он пришел на Ворсклу и
получил в удел от Великого князя Литовского Витовта Полтаву. Я уже писал
когда-то об этом эпизоде в статье «Полтавское ханство потомков Мамая».
Сам Мамай не был чингизидом. Но своего сына Мансура сумел женить на
дочери золотоордынского хана из рода Чингиса. Следовательно, сын Мансура
— Лексада, то есть Александр, — первый князь Глинский — чингизидом был.
Именно он принял христианство и получил в удел от литовских князей,
владевших нынешней северной Украиной, город Глинск.
Из этих Глинских, бежавших из Литвы в
Москву при князе Василии III, и была мать Ивана Грозного — красавица
Елена. Василий развелся со своей первой женой и успел зачать будущего
первого царя.
Иван Грозный хорошо знал свою
родословную. Знали ее и московские придворные, и тогдашние европейские
дворы. В юном княжиче слилась кровь Рюриковичей, византийских
императоров Палеологов и чингизидов, царствовавших над Великой Степью.
Удивительное сочетание генов и геополитических возможностей!
Обычно решение венчаться на царство
приписывают самому Ивану Грозному. Невероятно зрелое для 16-летнего
мальчишки оно буквально удивило окружающих. Иван был сирота.
И отец, и мать умерли, когда он был еще ребенком. Возможно, кто-то и
подсказал мальчишке эту идею. Но в любом случае бояре ничем не
рисковали. Получится — признают Ивашку царем и царь крымский, и царь
германский. А пролетим — заменим на нового. На того же Владимира
Старицкого — спокойного и покорного.
Но царь, происходивший по маме с
Полтавщины, оказался вполне достойным шапки Мономаха. Как схватился за
скипетр, так и колотил им по головам до самой смерти. Точнее, даже не
скипетром, а специальной палкой с острым, как у копья, нижним концом.
Именно им он прибил к полу ногу слуги Курбского — Васьки Шибанова,
который привез от сбежавшего князя письмо. Ведь слуга тогда считался как
бы частью своего господина. Не смог Курбского пригвоздить, так хоть
Шибанова покалечил.
НАШ ЮМОР
А еще было у Ивана Грозного чисто
украинское, видимо, унаследованное от мамы чувство юмора. Оно вполне
достойно создателей письма запорожских казаков турецкому султану. В 1571
году царь Иван принял послов крымского хана, требовавших дани, в
обычном бараньем тулупе, заявив, что вконец татарами разорен и платить
не имеет возможности. Одно из писем направил на такой адрес: «Почтенному
дворянину Великого княжества Литовского, князю Александру Ивановичу
Полубенскому, дудке, вице-регенту бродячей Литовской земли и
разогнанного Ливонского рыцарства, старосте Вольмерскому, шуту».
Шведскому королю Юхану III Иван Грозный
писал так: «Если ты, взяв собачий род, захочешь лаять для забавы, так то
твой холопский обычай: тебе это честь, а нам, великим государям, и
сноситься с тобой — бесчестие… А если хочешь перелаиваться, так ты найди
себе такого же холопа, какой ты сам холоп, да с ним и перелаивайся».
Замученный стилем дипломатической переписки Ивана Грозного посол Литвы и Польши однажды жаловался, что царь распространяет «глумливые письма» про его короля и великого князя.
Ну чем не запорожский казак на
московском троне? А ведь настоящий запорожец на Москве тоже царствовал.
Причем запорожцы его туда и посадили. Но об этом — о тайне царевича
Димитрия — в следующую субботу.