Избушка на ножках. Стоит в музее народного быта в Швеции
Знакомые с детства сказочные сюжеты — это не просто
выдумка, а отражение в народной памяти конкретной исторической
реальности. У волшебной сказки — материальные корни. Подлинный смысл
сказочных сюжетов забылся. Но человек не придумывает ничего такого, что
бы он не наблюдал в действительности. Даже писатели-фантасты изобретают
новые «миры», отталкиваясь от знакомых нам вещей. Чтобы придумать
наделенный интеллектом океан, как это сделал Станислав Лем в «Солярисе»,
как исходники нужны обычный земной океан и человеческий мозг.
И Баба-яга, и Кощей Бессмертный, и даже Колобок
существовали в реальности. И не просто в единичном экземпляре, а в
тысячах копий. А то, что мы знаем о них из фольклора, — просто
обобщенные образы, объединяющие черты множества прототипов, выполнявших
совершенно конкретные функции.
Наверняка утверждение, что в сказке о Бабе-яге отразилась вся ранняя история
так называемой Киевской Руси, вызовет только усмешку. Но это чистая
правда. Причем, куда более правдивая, чем труды ангажированных
историков, скрывавших подлинную информацию о прошлом в интересах своих
научных «школ».
Давайте разберемся. В сказке о Бабе-яге главный
герой, а иногда героиня, но в том или другом случае это обязательно
молодой человек или молодая девушка, а то и просто ребенок приходят в
лес. Там они находят избушку на курьих ножках. В избушке живет страшная
старуха, у которой костяная нога. Старуха предлагает своему гостю сесть
на лопату и оказаться в печке. Но тот (или та) отговариваются незнанием и
просят свою визави показать, как это делается. Бабка садится на лопату,
а Машенька или Ванечка тут же отправляют ведьму в печку, где та и
сгорает. Ну причем тут Русь? А вот причем!
Кощей Бессмертный. В его образе отразилась иностранная вражья сила
ЖРИЦА СМЕРТИ. Неужели вам никогда не
хотелось спросить: почему Баба-яга живет именно в домике на курьих
ножках? Откуда у нее взялась костяная нога? И что за странное желание
изжарить именно молодую человеческую особь, а не старика или, как
говорил Карлсон, мужчину в полном расцвете сил?
Все становится ясным, если вспомнить подлинное
обстоятельство возникновения этого странного образа
полуженщины-полускелета. Баба-яга есть у всех славянских народов. И у
чехов, и у поляков, и у русских, и у украинцев, и у белорусов. Итак,
первый главный вывод: Баба-яга очень древний общеславянский образ. Она
появилась в сознании наших предков невероятно давно. В ту пору еще не
существовало ни украинцев, ни русских, ни чехов, ни поляков, а были
только славяне. Ученые называют эту эпоху периодом общеславянского
единства. Она закончилась примерно полторы тысячи лет назад.
Славянские племена населяли тогда узенькую лесистую
полоску в южной Белоруссии, северной Украине и восточной Польше — так
называемое Полесье. Это край болот, непроходимых мрачных лесов и тихих
речушек — Припять, Горынь, Случь, Стоход. Именно тут находится
Чернобыль. И сегодня это одно из самых мистических мест, пронизанных
ведьмовской силой. Недаром Леся Украинка поселила в этих краях героев своей «Лісової пісні», а русский писатель Куприн — очаровательную юную ведьму Олесю и ее бабушку.
Повесть «Олеся», кстати, была написана Куприным в
Киеве, а впервые напечатана в газете «Киевлянин» в 1898 году с
подзаголовком «Из воспоминаний о Волыни». Тогда, чуть больше ста лет
назад, избушку с бабкой-ворожкой еще можно было запросто встретить в
наших лесах. Вот как описывает Куприн такую встречу: «Наконец я
перебрался через это болото, взобрался на маленький пригорок, и теперь
мог хорошо рассмотреть хату: это даже была не хата, а именно сказочная
избушка на курьих ножках. Она не касалась полом земли, а была построена
на сваях, вероятно, ввиду половодья, затопляющего весною весь Ириновский
лес… Я нажал на клямку и отворил дверь… Около печки что-то завозилось… Я
подошел поближе и увидал старуху. Все черты Бабы-яги, как ее изображает
народный эпос, были налицо: худые щеки, втянутые внутрь, переходили
внизу в острый длинный дряблый подбородок, почти соприкасавшийся с
висящим вниз носом. Глаза глядели, точно глаза невиданной зловещей
птицы. «Здравствуй, бабка!» — сказал я».
Бабуся-ягуся. Соединила похоронные обычаи славян, варягов и финнов
СВИДЕТЕЛЬСТВО ОЧЕВИДЦА. Но в каком
обряде, связанном с огнем и смертью, могла принимать участие та, кого в
сказке называют Бабой-ягой? В далеком X веке арабский путешественник ибн
Фадлан добрался до Волги — в город Булгар, куда купцы-русы привозили на
продажу меха и славянских девушек. Там он описал похороны знатного руса
— предводителя дружины или, говоря современным языком, банды
работорговцев: «Если умрет главарь, то его семья скажет его девушкам и
отрокам: «Кто из вас умрет вместе с ним?» Отвечает кто-либо из них: «Я».
И если он сказал это, то это уже обязательно — ему уже нельзя
обратиться вспять».
Раба или рабыню убивали прямо возле тела умершего
господина. Друзья покойного держали жертву, чтобы она не вырвалась. Но
смертельный удар ножом наносила старуха-жрица, которую ибн Фадлан
называет «ангелом смерти».
«И пришла женщина, — писал любопытный араб, —
старуха, которую называют «ангел смерти». И я увидел, что она богатырша —
здоровенная и мрачная. Двое схватили жертву за руки, двое — за ноги, и
старуха с огромным кинжалом в руке приступила к делу. Она начала втыкать
его между ребрами и вынимать. А мужи ударяли палками по щитам, чтобы не
был слышен звук крика, после чего другие перестали бы стремиться к
смерти со своими господами».
После убийства раба родственники умершего господина
разжигали погребальный костер, на котором сгорали и покойник, и жертва. А
в сказке Баба-яга предлагает своему гостю сесть на лопату и оказаться в
печке. Печь выступает тут аналогом погребального костра.
Этот обряд существовал в дохристианские времена. Его
подробности забылись. Смысл — изгладился. Но старуха-жрица, убивавшая
жертв, осталась в нашей памяти под именем Бабы-яги. Слушая детскую
сказку, мы испытываем страх, причину которого даже не понимаем. Но он
объединяет нас с людьми давно ушедших времен. Как и они, мы боимся, что
нас принесут в жертву.
В украинских народных сказках, в отличие от русских, у
Бабы-яги есть еще и дочери. Были они и у «ангела смерти», описанного
арабским путешественником! Именно им жертва, если это была девушка,
отдавала свои украшения — браслеты. Оно и понятно! Работать Бабой-ягой —
дело хлебное! В те времена это была практически государственная
должность. Кто-то же должен был ее унаследовать, после того, как
старушка выходила в тираж? Поэтому рядом с ней и находились
дочки-ассистентки, перенимавшие трудовые навыки. Когда приходило их
время, они сами брали в руки ножик.
Языческое капище. Славяне практиковали человеческие жертвы
Но почему в сказке Баба-яга живет именно в избушке на
курьих ножках? У кого она позаимствовала свою жилплощадь? До принятия
христианства славяне своих покойников сжигали. Но когда в VI—VIII вв. н.
э. они стали расселяться из своей полесской прародины, то на севере, на
территории современной России, столкнулись с предками современных
угро-финских народов — чувашей, мордовцев, марийцев, карел… Между
прочим, даже нынешняя Москва
стоит на бывшей территории одного из таких финских племен. Больше всего
наших предков поразили погребальные обычаи древних финнов. Те, в
отличие от славян, мертвецов не сжигали, а устраивали им настоящие
маленькие срубы с окошечками в головах, чтобы покойный мог наблюдать за
делами живых. Представляете, что чувствовал славянин, когда впервые в
жизни видел такой домик покойника, да еще и заглядывал в него? Заходишь в
неведомый лес, а там целая деревушка из маленьких срубов. Засовываешь
нос в окошечко — череп, истлевшие кости… Первое, что хотелось сделать
любопытному пращуру, — это заколотить окошечко!
КОЛЫБЕЛЬ НЕ ТОЛЬКО ТРЕХ. В школе нам
рассказывали о Киевской Руси, что это была «колыбель трех братских
народов» — русского, белорусского и украинского. Но почему только трех? В
реальности не существовало никакой единой «древнерусской народности».
Русь изначально была многонациональной, полиэтничной. Славянские племена
полян, древлян, кривичей, вятичей — это еще не Русь. Это исходный
материал для будущих народов. Двигаясь на север, эта языческая волна,
которую вели вожди, столкнулась с такой же языческой разноплеменной
финской волной. Люди стали жениться, заимствовать обычаи друг друга,
обмениваться сказками в холодное зимнее время, когда делать нечего. И
славянская Баба-яга в результате получила свою финскую избушку. Жрица,
связанная с обрядом похорон у славян, поселилась в финском похоронном
домике. А погребальный костер, в конце концов, превратился в сказке в
печку, куда старая бесовка пытается засунуть молодую жертву — юношу или
девушку.
Остается выяснить, почему же у Яги такое прозвище —
Костяная нога? Все дело в том, что всем известная сказка возникла в
результате не просто славяно-финского, а еще более сложного этнического
контакта. Кроме двух первых, в нем был еще и третий элемент —
скандинавы, те самые загадочные русы, которые дали название новой
стране, раскинувшейся к X веку от Балтики до нынешних украинских степей,
принадлежавших в те времена тюркоязычным кочевникам.
Русы идут! Первоначально эти викинги славянами только торговали
Русы пришли из Швеции. До сих пор финны называют
Швецию «Руотси». Это были воинственные отряды викингов, чем-то
напоминавших по роду деятельности наших рэкетиров 90-х. Главный интерес
для них представляла дань, которую они собирали со славян и финнов.
Говоря по-простому, это был обычный грабеж — наедут на племя, отберут
продукты и сырье: мед, воск, меха, красивых девок. Что могут, сами
съедят, кем хотят — попользуются. А потом везут девок в тот же Булгар на
Волге продавать в обмен на арабские дирхемы — серебряные монеты,
выполнявшие тогда функцию мировой валюты, как нынешние доллары.
Только не нужно думать, что эти русы были «высшей
расой» и несли славянам и финнам какую-то особенную «культуру». Люди это
были в высшей степени малокультурные — дикари да и только. Тот же ибн
Фадлан, видевший их в Булгаре, описал обычаи наших «руотси» (русов),
торговавших «сакалиба» (славянами). Вот как они выглядели: «Они
грязнейшие из творений Аллаха — они не очищаются ни от экскрементов, ни
от урины, не омываются от половой нечистоты и не моют своих рук после
еды… У каждого из них скамья, на которой он сидит, и с ними сидят
девушки-красавицы для купцов. И вот один из них сочетается со своей
девушкой, а товарищ его смотрит на него. А иногда собирается целая
группа из них в таком положении, и входит купец, чтобы купить у
кого-либо из них девушку, и наталкивается на него, сочетающегося с ней.
Он же не оставляет ее, пока не удовлетворит своей потребности».
Женщина в черном с ножом — это ангел смерти русов, описанная ибн Фадланом в X веке
Такие вот непосредственные простые ребята! Режиссеры
фильмов до сих пор стесняются снимать о них всю правду. Продюсерам нужна
«историческая сага», чтобы заманить в кинотеатр современную ханжескую
публику, состоящую в основном из детей и подростков. А если снимать про
руссов просто историю без прикрас, то получится не история, а
порнография с элементами группового секса и бандитских разборок.
Нет, не превосходили белокурые варяги славян и финнов
культурой! Они превосходили их оружием и наглостью, страстью к чужому.
Все их превосходство заключалось в длинных мечах, купленных в германских
мастерских на Рейне. Славяне таких делать еще не умели и должны были до
поры до времени подчиняться.
Викинги-русы тоже были язычниками. И тоже, как
славяне, сжигали своих мертвецов. Это был древний обычай, который и те, и
другие унаследовали от своих общих арийских предков. Богиню подземного
царства викинги называли Хель. До сих пор в германских языках это слово
означает Ад — преисподнюю. От макушки до модельной талии богиня Хель
выглядела прекрасной золотоволосой девушкой. А ниже пояса… была жутким
скелетом. Следовательно, у нее тоже была костяная нога. И не одна. А
целых две, как положено процветающей заграничной бесовке!
Скандинавская богиня смерти Хель подарила нашей Бабе-яге одну из своих очаровательных костяных ножек
ПАМЯТЬ О ЯЗЫЧЕСТВЕ. Этот образ
объединял одновременно стремление и к Эросу, и к Танатосу — и к жизни, и
к смерти. Хель была, так сказать, смертельно привлекательной! Просто
роковая женщина! Одна из ее костяных ног и была приделана в качестве
протеза к нашей Бабе-яге.
А затем потомок викингов и славян князь Владимир
принял христианство. Покойников перестали сжигать, а людей — приносить в
жертву. Костер, избушка мертвеца и Яга на костяной конечности остались
только в сказке как напоминание о древнем славяно-финно-скандинавском
контакте, породившем Русь. И как упрек нынешним норманистам и
антинорманистам, стремящимся свести историю к какому-то одному фактору.
Но история не остановилась на этом. Колобок, Кощей Бессмертный и даже
Красная Шапочка тоже были в жизни перед тем, как попасть на страницы
детских книжек. Они тоже оставили в истории свой след.
Окончание читайте в следующую пятницу 27.01.2012