В Мультимедиа Арт Музее открылась выставка «С глазу на глаз», посвященная феномену стереофотографии
Выставка «С глазу на глаз» в Мультимедиа Арт
Музее рассматривает с разных сторон феномен стереофотографии – вроде бы
тупиковой ветви в эволюции светописи, вновь ставшей актуальной в XXI
веке с появлением 3D.
Союз науки с искусством – категория деликатная, требующая вдумчивого и
осторожного к себе отношения. Бесчисленные попытки поверить алгеброй
гармонию нечасто приводили к успеху, а если и приводили, то к
временному. Искушение построить на каком-нибудь техническом изобретении
целую новую эстетику частенько входит в противоречие с внутренними
законами искусства, и вместо волшебства получается аттракцион в духе Великого и Ужасного Гудвина. Однако
наиболее удачные аттракционы все-таки не умирают вместе с модой на них и
могут выстреливать в будущем – порой непредсказуемо.
Когда вслед за изобретением фотографии (всего-то лет через пятнадцать)
был придуман способ создания объемных изображений, многим казалось, что в
восприятии окружающего мира произошел подлинный переворот. Технический
прогресс сулил настоящую магию: предметные планы отлеплялись друг от
друга, плоскость разверзалась в глубину, картинка будто оживала.
Стереоскопической фотографии предвещали немыслимую судьбу, но со
временем выяснилось, что прогнозы не оправдываются. По сути, дело
ограничилось тремя областями применения: стереопары
использовались в качестве наглядных пособий для всяческих наук, служили
развлечением для семейного досуга и приносили доход поставщикам
эротики. Другие возможные перспективы быстро себя
исчерпали: никакого гениального искусства эта технология так и не
породила. Существовавшая вокруг нее индустрия свелась в итоге к
производству стереоскопических игрушек для детей младшего школьного
возраста. И вдруг история зашла на новый виток спирали: нынешний ажиотаж по поводу 3D-технологий – явное продолжение стародавнего бума. Так
что выставку в Мультимедиа Арт Музее лишь отчасти можно воспринимать
как обращение к глубокому ретро. За ностальгией по милым забавам предков
маячит едва ли не футурология — мол, а что если 3D-визуальность все же
перевернет человеческое сознание и откроет новую эру в искусстве? Тогда
прежние безделицы будут выглядеть предвестниками культурной революции, а
допотопная техника, образчики которой – стереоскопы разных модификаций –
тоже представлены в экспозиции, вызовет к себе запоздалое уважение и
даже священный трепет. Но пока до этого не дошло: умиление, рождаемое проектом «С глазу на глаз», носит иронический характер. «Очаровательные
гейши за обедом» или «Джентльмены-спортсмены» провоцируют улыбку своей
наивной постановочностью, и ничего тут не поделаешь. Не
говоря уж о раскрашенных альбуминовых дамах полусвета, пленяющих своей
наготой в как будто изысканных интерьерах. Впрочем некоторые стереопары
представляют собой плоды серьезной работы – как, скажем, снимки Захара
Виноградова из серии «Жизнь и природа в России». Автор специально
отправлялся в экспедиции по стране, стремясь показать ее объемно во всех
смыслах. Кстати, Виноградов оказался здесь одним из немногих
фотографов-стереоскопистов, чье имя сохранилось в истории. Подавляющее
большинство экспонатов на выставке анонимно, что объяснимо: эта
продукция редко претендовала на статус художественных произведений.
Вместо авторских подписей на сдвоенных отпечатках обычно фигурировали
названия студий и фирм, поскольку дело было поставлено на поток. Правда,
в иных случаях анонимность оказывалась следствием не конвейерной
тиражности, а наоборот – приватности процесса. В
Европе одно время держалась мода на стереоскопические «живые картины»,
когда домочадцы вместе с гостями застывали в некой костюмированной
мизансцене, позируя перед специальной камерой. Такого рода раритеты тоже можно обнаружить на выставке. Зато
известны имена некоторых наших современников, склонных по-своему
интерпретировать старую традицию. Например, Владимир Куприянов
конструирует фотообъемы путем соединения двух плоскостей, разделенных
зазором. Владимир Логутов демонстрирует видео под названием «Парк»,
заставляя зрителей искать различия между реальными объектами и их
отражением на поверхности пруда. Юрий Аввакумов показывает фрагменты
своей фотосерии «Башни-близнецы» и еще работы из цикла «Троянские
Елены», где мультипликационное совмещение множества порноизображений,
позаимствованных из интернета, приводит к благородно-целомудренным
результатам. Включение недавних работ в ретро-выставку можно было
бы счесть кураторским произволом, но вообще-то подобное соседство
выглядит вполне уместным. Современные оптико-художественные эксперименты
играют на той же человеческой слабости, что и былые стереоскопические
опусы: кажется, что еще одно техническое ухищрение, еще один
иллюзионистский прием – и недоступное станет доступным, невозможное —
возможным. Правда, сегодняшние авторы заранее подозревают, что фокус не
всегда приводит к чуду. Но вдруг?
источник http://www.gazeta.ru/culture/2013/06/28/a_5397837.shtml
|