Обувная
империя Бати (Bata) оставила глубокий след и в Словакии. Стоит ли
словацкому правительству сегодня брать пример с фирмы Бати? Некоторые
бизнесмены советуют властям поступить именно так, а бывшие рабочие
вспоминают годы, проведенные у Бати в Партизанске (словацкий город, основанный до Второй мировой войны Яном Антонином Батей и до 1949 года носивший название Батьованы — прим.пер.)
Словацкий
суд недавно отменил послевоенное наказание Яна Антонина Бати. Чешское
правосудие сделало то же самое шесть лет назад. Таким образом теперь для
потомков Бати открыт путь к финансовой компенсации. И вот снова начали
говорить о наследстве обувной династии.
Если о чешском следе Бати
написано и сказано много, словацкая часть истории Бати не так хорошо
известна. Молодое поколение словаков имя Бати постепенно забывает, а
старшее, наоборот, осознает, насколько сейчас Словакии нужен один
гениальный обувщик.
Скачок в следующий век
Мы
стоим на территории фабрики, где когда-то работало 12,5 тысяч человек. С
таким количеством рабочих Батя мог бы конкурировать и с современными
крупными фирмами Словакии.
У Бати когда-то начинал работать пан
Станислав Гулла (Stanislav Hulla) из Партизанске. О своей работе в то
время он говорит так: «Батизм дал людям работу. Утром мы шли работать,
вставали в 6 утра». Город Партизанске изначально был назван Батьованы,
после того как глава фирмы Ян Антонин Батя отверг два других варианта:
Чижмаровце и Топанканы.
Современный город с классическими
домиками Бати, интернатами и площадью возник на зеленом лугу. До этого
здесь были болота, люди зарабатывали на хлеб разведением скота и трудом в
поле.
Работа у Бати означала скачок в следующий век. И для Геды
Гулловой (Hedф Hullová). «У моего мужа была работа, но не такая, как
сегодня, ему нечего было бояться. У него была постоянная работа, и я
знала, что его на фабрике уважают и что, если он не будет лодырем,
работа у Бати у него будет», — вспоминает женщина.
Работа не для всех
Похожие
воспоминания есть у большинства выпускников школы труда Бати. Сначала
трудная рабочая смена на фабрике, потом обед, послеобеденная учеба, а
вечером — развлечения и отдых с коллективом. Эта работа была не всем по
плечу. Но в то же время такая система позволяла словацкой деревне
развиваться невероятными темпами. Это касалось и региона рядом с Татрами
— поселка Батизовце. Сегодня это город Свит, где, если говорить на
языке романтизма, традиционное блеяние овец сменил грохот станков Бати.
«Человек
приходил в новую среду, и с первой минуты начинал зарабатывать», —
вспоминает о событиях 70-летней давности Ян Тарагель (Ján Tarageľ).
Вместе с бывшим коллегой он идет по фабрике Бати в Свите. «Сегодня мы
жалуемся, что для больших производств в Словакии нет готовых людей. Батя
доказал, что этих "готовых людей" можно воспитать самому», — добавляет
бывший рабочий фабрики Бати.
Что для вас означает «батизм»?
Сегодня
в Словакии уровень безработицы — 14%. Уверенность в работе и в
завтрашнем дне, характерная для эры Бати, уже в прошлом. Вместо Бати
проблемы людей решает правительство, в данный момент возглавляемое
социал-демократами. Некоторым предпринимателям не нравится повышение
налогов и изменения трудового законодательства. Успешный менеджер Петер
Криштофович (Peter Krištofovič) открыто говорит о том, что словацкие
политики должны брать пример с обувной империи Томаша Бати.
«О
Бате рассказывают так: когда он хотел сделать пешеходную дорожку у своей
фабрики, он сначала высаживал траву. И там, где люди ее вытаптывали
больше всего, он и прокладывал дорогу. Потому что этот путь для людей
был самым эффективным. Эту дорогу они выбирали сами. Это означает, что,
когда люди видят, что выгоднее делать так, а не иначе, они все равно
будут поступать по-своему, несмотря на установленные правила», — говорит
о наследии Бати Петер Криштофович.
А что говорят бывшие
работники великого обувщика? Как они считают, может ли батизм вернуться?
«Думаю, что нет. Сегодня другое время и другой подход ко всему. О тех
временах можно только вспоминать», -заключает пан Гулла.