Конституция у нас – вполне стандартная. На самом деле, Конституции в разных странах отличаются друг от друга. У нас Конституция была списана с так называемых развитых демократических стран под конкретные задачи. У нас Конституция писалась, в значительной степени, под Ельцина. То есть наша Конституция является такой помесью американской и французской Конституции. Но если в Америке вообще нет исполнительной власти, отдельной от главы государства, то у нас она, вроде как, есть. Страна у нас, с одной стороны, президентская, но в тот момент, когда во главе правительства стоит сильный политик, оказывается, что она президентско-парламентская. Сама наша Конституция не рождена в муках или радостях, не рождена собственно российской историей и наших институтов. То есть, она - заимствованная. Это ее не красит, с одной стороны. С другой стороны, это - не самое большое горе.
Беда заключается в том, что представительная демократия (как и
демократия вообще) впала в глубочайший кризис, чреватый потерей всякой
эффективности и работы. Длинный процесс эволюции демократии привел к
концепции естественного права. То есть человек получает политические
права как данность. Любой гражданин (а есть даже сильно продвинутые
страны, когда отдельные политические права получают и неграждане,
эмигранты) просто априори наделен политическим правом. Это -
неработающая конструкция. Потому что реальное право, которым можно
реально оперировать и которое является реальным политическим
инструментом, опирается на обязанности и обязательства. Конечно,
гражданин имеет якобы какие-то формальные права, обязанности и
обязательства (налоги платит, обязан соблюдать какие-то законы), но в
целом это уже не те обязательства, которые обеспечивают эффективность
права.
То есть формально весь народ объявляется носителем суверенитета и
источником власти. При этом, он не является ни суверенным, ни источником
власти. Если бы он таковым являлся, то политическая система
разрушилась бы. Вот в политической системе и начинают выстраиваться
механизмы, которые микшируют недостатки этого формального равенства. То
есть вы в какой-то конкретно взятой стране решаете проблему реального
неравенства и реальной разницы формально одинаковых людей. Начинается
профанация публичной политики, которая в развитых стран Запада доведена
до совершенства.
То есть публичные сферы и публичный политический процесс никакого
отношения к власти, стратегии и принятию реальных решений не имеет. В
этом есть некое большое телешоу, в рамках которых проходит кастинг
публичных лидеров и которые прикрывают собой реальный процесс принятия
решений. Это все хорошо работает до тех пор, пока у вас нет кризиса.
Какое-то время эта система работала, и огромная масса населения считала,
что это и есть власть, это и есть демократия, хотя никакой демократией
и не пахло.
А вот когда наступает кризис, то оказывается, что эта система не
способна принять решения, не способна действовать в публичной сфере.
Публичную сферу нельзя отделить от непубличной, потому что в кризис все
процессы должны развиваться открыто. А существующая система не способна
действовать в публичной сфере и принимать те решения, которые не
нравятся публике.
Что касается нашей страны, то у нас остались элементы модерна и
традиционного общества. В России параллельно существуют традиционные
институты (в первую очередь это касается президентской власти, то есть
власти первого лица). У нас также существуют элементы модерна и
практически нет постмодерна. Люди все-таки хотят воспринимать властные
институты как некие содержательные структуры. Поэтому у нас партийная
система - вырожденная. Все наши партии - это не партии, на самом деле.
При этом, необходимо понимать, у нас они - в большей степени партии,
чем, например, в Европе.
В Европе политические различия между партиями (если это не
национально-ориентированные партии, когда идет различение свой/чужой по
этносу, культуре или религии) минимальны. У них нет никакого
политического лица, ведь оно полностью меняется в зависимости от
направления ветра. У нас, все-таки, партии различаются. Каким бы
искусственным формированием ни казалась «Справедливая Россия», условно
говоря, это - все-таки левоцентристская партия. А вот «Единая Россия» -
это партия совсем центристская, либерально-консервативная. Политическое
лицо наших партий в значительной степени определяет некими
идеологемами, несмотря на то, что у нас считается, что все они - вообще
искусственные псевоформирования. Разница между нашими партиями и
партиями, например, в Англии или Германии - гораздо большая, чем
кажется на первый взгляд. Но у нас нет традиции представительства.
Что такое представительная демократия? Это когда парламентарии
представляют какие-то конкретные интересы. Они не должны и не могут
представлять все интересы сразу. Они должны представлять интересы
региона, какой-то группы, какого-то слоя или какой-то может быть даже
корпорации. Каждый интерес должен быть максимально возможным образом
представлен. Таких традиций у нас нет. Кстати, то, что у нас выборы идут
полностью по партийным спискам – это, в общем, достаточно правильно.
Когда нет представительных традиций, то мажоритарные депутаты вообще
непонятно кого представляют (себя, в лучшем случае, и своего спонсора).
Сколько бы ни говорили о кризисе политсистемы, другой системы у нас нет.
Как в экономике у нас нет никакой другой модели, кроме действующей.
Всем понятно, что эта модель больше не работает и работать лучше не
будет, но пока другого варианта нет. То же самое касается и политической
системы.
Россия продолжает в муках отстраивать демократию западного типа.
Конечно, существуют претензии к качеству нашей демократии. Но я бы
вообще поставил слово «демократия» в кавычки. Ведь ее нет и на Западе.
Поэтому наши претензии не имеют значения и смысла, потому что сама
модель не действует. То есть мы, к сожалению, прямо или косвенно идем к
строительству таких же неработающих институтов и такой же тупиковой
кризисной системы, которая уже давно сложилась и разложилась на Западе.
Что касается митингов, то всякие сильные политические проявления,
особенно - в условиях кризиса, являются формой разрушения. Дело - не в
митингах. Митинг - нормальная вещь. В Риме, например, собираются
миллионные толпы, и там эксцессов гораздо больше, чем у нас. Но это
почему-то не считается кризисом политической системы. То есть это может
быть кризис конкретного правительства, а политической системы – никак.
Хотя это все довольно быстро может перерасти во вполне серьезные и
глобальные проблемы. Потому что как только начнется серьезный, настоящий
кризис, то вся эта публика начнет очень быстро радикализовываться. А у
нас - проблема в другом.
Проблема - в том, что у нас у определенной категории людей (той, что
сейчас приятно называть средним классом) отсутствуют инстинкты
самосохранения и историческая память. Речь идет не о возможных
эксцессах, а о том, как вообще структурируется политическое мышление. С
самого начала идет простой снос государства. Эти люди не понимают, что
их физическое существование теоретически связано с существованием
именно данного режима, и никакого другого. Крах данного режима означает
их политическое, социальное, а зачастую и физическое истребление.
Большинство людей, собирающихся на Триумфальной площади, не нужны
никому, кроме ныне действующей системы. Эти люди - продукт ее
функционирования. Ведь они недовольны тем, как функционирует именно эта
система, и стремятся снести именно ее. Жалко страну. Ведь совсем
недавно, в начале 1990-х годов, уже была смута. Удивительно, что
молодежь выросла с совершенно изуродованным сознанием в связи с тем, что
их взросление выпало на общественный кризис и рост Интернета. В
виртуальном пространстве работает механизм самореализации, который
совершенно не стеснен какими-либо обязательствами – обязательствами
ответственности за собственное слово, профессионализмом, и так далее.
Эти люди считают, что они идут на подвиг, что на революцию идти
прикольно. Вот как только революция становится настоящей, это прикольным
быть перестанет.
Какая разница, в правовом они сегодня поле или не в правовом? Сегодня
они - в правовом, а завтра - уже не в правовом. Они находятся не в
смысловом поле, они – за его рамками. Их поле - это поле
бессмысленности.
А правовое поле имеет значение только тогда, когда система права у вас
выстрадана, адекватна и абсолютно легитимна. Мы этот случай не видим не
только в России, но и практически нигде в мире.