Храм в Сокольниках Храм Воскресения Христова строился на пожертвования с 1910 г. по проекту архитектора П.А. Толстых. Председателем строительного комитета был известный московский протоиерей Иоанн Кедров. Первоначально хор храма состоял из слепых. Освящен 22 декабря 1913 г. Храм не закрывался, но в 1930-х гг. был занят обновленцами. В 1940-1970 гг. в храме проходили собрания по случаю знаменательных дат в истории Церкви, в 1945 г. - заседание Поместного Собора Русской Православной Церкви. Ныне храм включен в список объектов, предложенных на государственную охрану в г. Москве. Вокруг сохранилась одновременная храму ограда начала XX века, на звоннице в северной части висят 5 небольших колоколов, которые звонят по воскресным и праздничным дням. Святыни: чтимые иконы Божией Матери "Иверская" из одноименной часовни на Красной пл., "Боголюбская" с Варварских ворот Китай-города, "Страстная" из Страстного монастыря, вмч. Пантелеимона из одноименной часовни у Лубянских ворот. Спас-на-Крови В северном направлении от Невского проспекта открывается четкая перспектива верхнего течения канала Грибоедова, где приковывает взгляд пестрый хоровод глав храма Воскресения Христова, часто называемого «Спас-на-крови». Он выделяется живописным силуэтом, ярким многоцветным убранством и своими древнерусскими формами составляет резкий и неожиданный контраст окружающей его классицистической архитектуре. Шатер церкви возносится на высоту 81 метр . Это девятиглавый храм, вмещающий 1600 человек. Храм Спас-на-крови был возведен в 1883-1907 годах, на месте, где 1 марта 1881 года погиб Александр II . Люди, провозгласившие себя выразителями народной воли, смертельно ранили Александра II , русского императора, названного народом царем-освободителем. Тяжелую рану получила вся Россия. Не стало императора, в значительной мере отразившего чаяния и надежды передовых русских людей. Бомба, брошенная народовольцем Игнатием Гриневицким, повернула колесо истории России, направив её, по существу, на тот путь, по которому она, обливаясь кровью лучших людей страны, идет второе столетие. Место, где смертельно ранили Александра II сразу же приобрело особое, святое значение. Этот участок был огорожен забором уже вечером 1 марта. В тот же вечер был выставлен часовой. Через день на чрезвычайном заседании Городской думы, депутаты выступили с обращением к Александру III, с просьбой увековечить память погибшего императора памятником или часовней. Но Александр III пожелал, что бы место смертельного ранения его отца отмечала не часовня, а церковь. Таким образом, было принято решение о строении храма-памятника. А пока он строился, на Екатерининском канале была возведена часовня. Можно сказать, что храм - олицетворение допетровского церковного зодчества Московской Руси на берегах Невы. Храм Воскресения Христова «в чисто русском вкусе» сооружен по проекту Альфреда Парланда, который использовал многие композиционные приемы и формы церквей Москвы и Ярославля XVII века. Здание является крупнейшим памятником русского мозаичного искусства. Живописные композиции из мозаики создавались в мастерской Александра и Владимира Фроловых по оригиналам художников Виктора Васнецова, Николая Бруни и др. Внутри храма мозаика сплошь покрывает стены, столбы и своды. В отделке интерьера использована богатейшая коллекция самоцветов. Над бережно воссозданным местом ранения Александра II установлена шатровая сень. Собор привлекает многочисленностью декора - фигурными наличниками, кокошниками, заполненными мозаичными вставками, поясками, изразцами, разноцветной черепицей. Особый интерес представляет покрытие пяти глав собора ювелирной эмалью площадью 1000 квадратных метров. Впервые широко применялось и наружное декорирование здания мозаикой. Храм в Марокко Под громкие крики муэдзинов, протяжно слетающих с многочисленных минаретов, по рабатским улицам иду к белоснежной церкви Воскресения Христова - островку православия в исламском мире. Храм не совсем традиционен - он вобрал в себя элементы строгих линий мавританского стиля с многоугольным куполом, с квадратными оконцами внутри. В последний раз я видел церковь во время своей предыдущей служебной командировки полтора года назад. Теперь она помолодела и похорошела: недавно ее подукрасили и подремонтировали моряки из Новороссийска. Они пришли сюда не только помочь в обновлении храма, но и поклониться землякам из Новороссийска и Севастополя, нашедшим здесь последний приют. Гонимые судьбой, они в лихолетье 1920 года бежали от большевиков на кораблях Российского Императорского флота на чужбину, в тунисский средиземноморский порт Бизерта, а оттуда - кто куда, в том числе в марокканский порт Касабланка и оттуда в королевскую столицу Рабат. Не случайно, одна из самых почитаемых в храме Воскресения Христова - икона Великомученика Георгия, изображенного с Андреевским крестом. По краям ее обрамляет георгиевская лента, как на матросских безкозырках. Доставлена икона из Бизерты в Рабат, где покоятся графини Марина Шереметева, Екатерина Урусова, потомки рода Волконских, Долгоруких, Трубецких, сын великого писателя Льва Толстого Михаил, десятки других наших соотечественников... Под сенью акаций, где обычно после службы уютно усаживались за чашкой чая прихожане первой волны русской эмиграции, меня принял настоятель протоиерей Геннадий. - Этот храм - один из самых старых эмигрантских за рубежом, которые имеет Московский Патриархат, - рассказывает отец Геннадий. - Приход был основан в 1927 году, а сам храм освящен в 1932-м. Так что в будущем году будем отмечать его 70-летие. Кстати, самой почетной рабатской прихожанке графине Шереметевой пошел уже 95-й год. Она лично очень много сделала для сооружения церкви в начале 20-х. Все это время не прекращается молитва русских людей, которые нуждаются в духовной связи с Родиной. В судьбах настоятелей храма отразилась трагическая история нашего отечества. Список открывает архимандрит Варсонофий Толстихин - происходил из валаамских иноков. После разрушения монастырей на Валааме во время тотальной борьбы с "опиумом для народа" он бежал в Финляндию, потом в Париж, а оттуда был направлен в Марокко, для "организации русских людей и образования прихода". Отец Варсонофий трудился с самых первых дней прибытия русских эмигрантов в Марокко. Умер он в 1952 году и похоронен в Рабате. Он близко знал отца Иоанна Кронштадтского, причисленного к лику святых. Вторым настоятелем был архимандрит Митрофан Ярославцев. В прошлом, в миру, это был русский офицер, который с армией Врангеля покинул Крым и в результате жизненных перипетий оказался в Рабате. Гостеприимной оказалась земля Марокко для россиян, потерявших родину. Храм Воскресения Христова связан и с именем знаменитого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. В 30-е годы легендарный летчик и писатель приютил у себя дома, в Рабате, монаха, которому отвел под жилье мансарду. Монах оказался архимандритом Владимиром (Балинным). Русский изгнанник и автор "Маленького принца" и "Ночного полета" подружились. Позже Сент-Экзюпери частенько бывал в русском православном храме. Ему полюбились церковные службы, духовные песнопения, и хотя он и не знал русского языка, черпал из них огромную духовную силу. Свидетельства об этом оставила в своих мемуарах графиня Екатерина Урусова. Она-то и стала первой переводчицей некоторых писем писателя на русский язык. Уходя из храма, я еще раз взглянул на старинную икону, привезенную из России моряками русской эскадры. Под потемневшим от времени ликом св. Георгия начертаны вечные слова: "Моли о нас". Храм в Новом Иерусалиме В районе подмосковного селения Истра места удивительным образом напоминают окрестности Иерусалима в Палестине. В 1656 г. начались работы по воплощению в жизнь грандиозного замысла патриарха Никона. Из Святой земли патриарху были доставлены чертежи, планы и точная модель храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а также чертежи Вифлеемского храма. Работы шли под его личным наблюдением (он жил рядом в скиту). В 60 км. от Москвы возникал "Новый Иерусалим" - архитектурно - ландшафтная икона, совместившая в себе образы многих палестинских святынь. В центре ансамбля - храм Воскресения Христова, представляющий довольно точное подобие знаменитого храма в Иерусалиме. Рядом - церковь Рождества Христова - напоминание о Вифлееме, месте рождения Спасителя. К северу от обители - село Скудельничье (Микулино), к северо - западу - горы Фавор и Ермон. У стен монастыря - березовая роща, названная Гефсиманским садом. Реку Истру патриарх переименовал в Иордан, а небольшой ручеек, протекающий у подножия монастырского холма, в поток Кедронский. В 1919 г. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь закрыли, монашескую общину упразднили. В 1920 г. на базе монастыря создан Художественно-исторический музей, коллекцию которого составили экспроприированные и национализированные ценности ризницы монастыря. Большой ущерб архитектурному ансамблю был нанесен в годы Великой Отечественной войны. Отступавшие германские войска 10 дек. 1941 г. взорвали Воскресенский собор и его колокольню, Дамасскую и Елизаветинскую башни, Святые врата обители, сожгли другие постройки. В послевоенные годы трудом отечественных реставраторов комплекс зданий в целом удалось восстановить. В 1994 г. вновь был возобновлен Воскресенский Ново-Иерусалимский, ставропигиальный мужской монастырь. В 1995 г. возвращены Церкви Воскресенский собор с земляной церковью свв. Константина и Елены, храм Рождества Христова, скит патр. Никона, восточный братский корпус. В монастыре поновлена церковь свв. Константина и Елены, отреставрированы придел Архистратига Божия Михаила и Всех Сил бесплотных, Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна Предтечи, которые освящены малым чином. Чином великого освящения Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием освящены отреставрированные соборный храм Рождества Христова в 1997 г. и придел Успения Пресвятой Богородицы в 1999 г. Открыта Кувуклия - Гроб Господень, после завершения демонтажа строительных лесов в Ротонде. Ист.-арх. и худ. музей «Новый Иерусалим» возвратил монастырю древнюю святыню - мощи мц. Татианы. Храм в Форосе Форос, название которого произошло от греческого слова «дань», «пошлина» - является курортным посёлком на Южном берегу Крыма. В последние годы множество людей приезжает в Форос с целью увидеть и помолиться в храме Вознесения Христова, вознесшимся на живописнейшем месте. Трудно было бы выбрать столь удачное место для этой церкви: красная гора, отделившая от основного массива гор, окружена густым зеленым лесом, внизу вьётся серой лентой дорога, а дальше - безкрайний простор моря. После открытия в 1848 году дороги, связывающей Ялту и Севастополь, прибрежные участки стали быстро раскупать обезпеченные люди. В западной части нынешнего Фороса уже в 20-х годах ХIХ века располагалось имение Тессели, которое было пожаловано генералу Раевскому, герою Отечественной войны 1812 года. Именно он заложил Форосский парк, памятник садово-парковой архитектуры. Позже имение купил известный чаепромышленник, московский купец первой гильдии Александр Грирорьевич Кузнецов (1855-1895). Он построил особняк в стиле русского классицизма, который стал не просто домом, а храмом искусств и творчества. Здесь часто бывали писатели, художники, музыканты: под крышей звучал голос Ф.Шаляпина, в просторной зале играл С.Рахманинов, работал над своими произведениями А.Горький и А.Чехов. До наших дней сохранились элементы интерьера дома Кузнецова: камины, паркет итальянской работы, старинный музыкальный инструмент и настоящая драгоценность - 16 настенных панно, написанных художником Юлием Клевером. На средства А.Кузнецова была возведена и Форосская церковь. Множество легенд связано с появлением церкви на красной горе. Одна из них повествует о том, что юная дочь купца (по другой версии его возлюбленная) каталась в горах. Вдруг лошади, словно испугавшись чего-то. Понесли экипаж прямо в пропасть. Но на самом краю обрыва кони остановились, как будто перед невидимой преградой. В честь чудесного спасения и была построена церковь. В архивных документах запечатлена иная версия появления храма, однако и она связана с чудом. 17 октября 1888 года у станции Борки на Харьковской железной дороге произошло крушение царского поезда. Царская семья, возвращавшаяся из Ялты в Санкт-Петербург, осталась невредима. В память чудесного спасения императора Александра Ш и был возведён храм Воскресения Христова. Проект был разработан русским архитектором академиком Н.М.Чагиным в 1888 году. Церковь построена в русском стиле в два яруса, по бокам и в центре - девять куполов разной величины. При строительстве храма применялась особая техника кладки плоского кирпича - плинфы, стены облицованы белым инкерманским камнем. Украшает храм узорчатое крыльцо с устремленной ввысь колокольней с позолоченными крестами. Колонны с разными капителями, панели и подоконники были выполнены из караррского мрамора. Пол украшала мозаика работы знаменитого итальянского мастера Антонио Сальвиати. Во внутреннем оформлении церкви привлекал внимание резной дубовый иконостас с позолоченными Царскими вратами. Иконы для храма писали известные русские живописцы: А.Корзухин, академик Е.Сверчков, икона «Рождества Христова» принадлежит кисти К.Маковского. Стены храма были расписаны византийским орнаментом. В 1892 году церковь была освящена епископом Таврическим Мартинианом во славу Вознесения Христова. На службе присутствовал обер-прокурор Святейшего Синода К.П.Победоносцев. А через шесть лет в десятую годовщину чудесного избавления царя Александра Ш от смерти церковь посетил Государь Император Николай II c Государыней Александрой Фёдоровной. В собственность церкви А.Г.Кузнецов передал 2,5 десятин земли, на которых построили дома для настоятеля и притча. Изображения храма печатались на банках с чаем, которые выпускались фирмой Кузнецова и продавались не только в России, но и за рубежом. Со временем Форосская церковь стала символом Южного берега Крыма. Но прежде всего церковь стала центром духовности. В этом немалая заслуга первого настоятеля отца Павла Ундольского. Он вёл большую просветительскую работу среди населения окрестных деревень. Его стараниями при храме была открыта церковно-приходская школа, а в соседней деревне Мухалатке - школа грамотности. Для людей обездоленных в Байдарках был создан ночлежный приют, при котором была открыта библиотека. Она была учреждена Ялтинским комитетом попечительства о народной трезвости и содержалась за счёт средств этого комитета. Отца Павла часто навещал его друг - А.П.Чехов, который помогал в строительстве церковно-приходской школы в Мухалатке. После революции в Форосской церкви, стоящей на отдалении, совершались Богослужения, церковная жизнь шла своим чередом. Но в 1924 году был репрессирован и сослан священник Павел Ундольский. Храм закрыли и постарались придать ему «гражданский» вид: сорвали кресты, сняли колокола с колокольни. По решению комиссии изъяли церковные ценности. Иконы работы известных мастеров были разворованы. В Фаросской церкви был устроен склад. Шли годы. В посёлках Форос, Меласс, Мухалатка развернулось строительство санаториев и пансионатов для высокопоставленных лиц. В здании церкви, несмотря на то, что официально церковь значилась филиалом краеведческого музея, открыли ресторан с блюдами татарской национальной кухни. В 1927 году в Крыму произошло сильное землетрясение, в результате которого получили повреждения многие дома и дворцы, в том числе и знаменитое Ласточкино гнездо. А вот Форосская церковь, стоящая почти на краю скалы, и дом Кузнецова не пострадали. Во время Великой Отечественной войны Форосская церковь оказалась в центре жестоких боев. Гитлеровцы рвались к Севастополю, но на перевале Байдарские ворота их задержал отряд командира погранзаставы А.С.Терлецкого. Форосская церковь стала для бойцов наблюдательным пунктом и оборонительным сооружением. Все бойцы погибли, защищая рубежи. Мученическую смерть принял и командир отряда : враги распяли его на дереве. Во время оккупации люди приходили в разрушенную церковь молиться о победе. В послевоенные годы в здании храма снова открыли ресторан. В 60-е годы было построено новое, более удобное шоссе, соединяющее Ялту и Севастополь. Форосскую церковь стали меньше посещать туристы, храм постепенно ветшал и, наконец, был закрыт, оставлен на полное разрушение. Правда, туристы продолжали приходить и, чтобы сохранить надолго память о своем посещении, отбивали кусочки мрамора от подоконников, панелей, колонн, оставляли автографы на стенах храма. От костров внутри здания погибли фрески, иконы, орнамент на стенах. Однако в 1980 году жители Фороса встали на защиту храма и спасли его от полного разрушения. Ведь по решению облисполкома и ялтинского горисполкома церковь и окрестная земля передавались для строительства пансионата КБ Днепропетровского «Южмашзавода», которым управлял в то время Л.Д.Кучма. По настоянию заинтересованных людей церковь была объявлена памятником архитектуры ХIХ века. Понадобилось семь лет для того, чтобы добиться выделения денежных средств хотя бы на внешнюю реставрацию храма. В 1990 году стараниями жителей посёлков Форос, Орлиное, Мухалатка храм решили вернуть верующим. Церковь была передана Русской Православной Церкви Московской Патриархии. Возглавил её молодой иеромонах отец Пётр (в миру Виталий Леонидович Посаднев). Местные жители вычистили храм от мусора, вымыли пол. 3 июня 1990 года в канун праздника Святой Троицы отслужили первый за многие годы молебен с водосвятием и освятили храм. В 1992 году Форосской церкви исполнилось 100 лет. К тому времени бригада реставраторов поставила новые медные купола, засияли золоченые кресты, закончили внутреннюю роспись алтаря и купола храма, в окна вставили цветные витражи. Храм воскресения Христова вновь обрел медные колокола, один из которых весом в 200 пудов сохранялся на маяке мыса Сарыч и был подарен церкви Черноморским флотом. Для Форосской церкви у черкасских мастеров заказали новый иконостас, который аккуратно упакованный, прибыл в Форосский храм 18 августа 1997 года. Но в ночь на 20 августа произошло трагическое событие: архимандрит Пётр был убит двумя грабителями, которые надеялись разбогатеть, присвоив деньги, собранные на иконостас. Поэтому теперь рядом с иконостасом висит табличка со словами «Иконостас сей был сооружен в благоугодную память о подвижнических трудах настоятеля храма архимандрита Петра, злодейски убитого 20 августа 1997 года». Храм в Кадашах Церковь располагается в старинной части Замоскворечья. Первые сведения о деревянной Воскресенской церкви встречаются уже в грамоте князя Ивана Юрьевича Патрикеева своим сыновьям под 1493 г., где она именуется "церковью Воскресения что на Грязех". С 1625 г. появляются регулярные записи о храме Воскресения в Кадашах в патриарших окладных книгах. Первое каменное здание храма было построено в 1657 г., но просуществовало оно не более тридцати лет. В 1687 г. кадашевскими купцами Кондратом Марковичем Добрыниным и его сыном Лонгином Кондратовичем начинается грандиозное строительство двухэтажной церкви. В расходной Патриаршей книге сообщается, что Кадашевский храм "начат строением при святейшем Патриархе Иоакиме в 1687 году, окончен же строением при следующем Патриархе Адриане в 1695 году". Патриарх Адриан 13/26 января того же года "ходил на освящение церкви Воскресения Христова, что за Москвою-рекою, в Кадашеве и, после освящения, служил Божественную Литургию". В Воскресенском храме четыре алтаря. В Верхнем храме находится главный алтарь Воскресения Христова, в честь которого назван и весь храм. В нижней части храма центральный алтарь посвящен Успению Божией Матери. Тихвинской иконе Богоматери, празднуемой 9 июля, посвящен правый алтарь, который был освящен в 1704 г. Нижний левый придел в 1772 г. был освящен в честь святителя Николая Чудотворца, особенно почитаемого русским народом за свою скорую помощь в различных бедах. Кадашевский храм был знаменит своим внутренним убранством, о котором немало заботились тогдашние прихожане и благотворители. Для росписи стен и написания икон были приглашены царские изографы, что говорит об особой близости кадашевцев царскому двору. Особенной красотой выделялся шестиярусный резной иконостас, о котором сохранились отзывы, как об одном из лучших произведений резного искусства XVII в. Иконы Воскресенского храма, в большинстве утрачены при большевиках, немногие оставшиеся разрознены и хранятся в запасниках Третьяковской галереи, Исторического музея и музея "Останкино". Старинная роспись XVII в., выполненная царскими изографами, пострадала в пожаре 1812 г. при нашествии французов и была заменена новой живописью художником П.Н. Шепетововым в 1848 г. при настоятеле о. Иоанне Маргаритове. В начале XX в. настоятелем Воскресенской церкви становится священник Николай Смирнов (1868 - 1922), прозванный в народе "кадашевским". Он заслужил особую любовь православной Москвы своей неутомимой и многообразной пастырской деятельностью. При нем было устроено сестричество, открыты Богадельня, детский приют, а во время 1-й мировой войны два лазарета для раненых. Особую известность он получил за организацию многочисленных паломничеств к Российским святыням, в которых принимали участие до двух тысяч человек. После революции, когда безбожное государство начало активно притеснять Церковь, на долю отца Николая, как и других священнослужителей выпало много бед и скорбей. Защищая свой храм от закрытия, он скончался исповедником Христовой веры 15 июня 1922 г. Попрощаться с о. Николаем приезжал Патриарх Тихон. В последующее время в Кадашевском храме служили замечательные священники, ныне прославленный в лике новомучеников протоиерей Илия Громогласов (день памяти 22 ноября/5 декабря), профессор Московского Университета и Духовной Академии, расстрелянный в 1937 г., священномученик Александр Андреев, о. Василий Воскресенский, о. Дмитрий Карнеев, - последний настоятель Воскресенской церкви, убитый в стенах храма в 1937 г. Память о них бережно сохраняется в сердцах верующих людей. Воскресенский храм был значительным центром духовной жизни православной Москвы. В разное время его посещали ныне прославленные святые, - священномученик митрополит Владимир (Богоявленский), преподобномученица великая княгиня Елизавета, Патриарх Тихон, святитель Лука (Войно-Ясенецкий), прп. Аристоклий Московский, который одно время служил в Кадашах. Несмотря на все усилия прихожан, храм был закрыт в 1934 г. После этого в храме размещались различные государственные учреждения, в том числе и такие, как "спортивный клуб колбасной фабрики". Все это не могло не вызвать запустение и разрушение храма. После войны изучением храма занималась архитектор-реставратор Г.В.Алферова. После проведенной реставрации был восстановлен исторический облик храма. В 1966 г. Воскресенский храм был отдан в аренду ВХНРЦ имени академика И.Э.Грабаря, ведущему научному учреждению по реставрации и сохранению художественных ценностей. 6 февраля 1992 г. была зарегистрирована приходская община Кадашевского храма и подписаны документы о передаче церкви верующим. Но, несмотря на все усилия настоятеля и прихожан, храм в продолжении более чем двенадцати лет продолжал оставаться закрытым. Для совершения Богослужений церковной общиной было переоборудовано под церковь одно из ближайших строений. Новая церковь, посвященная прп. Иову Почаевскому по устному благословению Святейшего Патриарха Алексия, является единственным храмом в Москве этого великого русского святого. Особым почитанием в нашем храме пользуется и Почаевский образ Пресвятой Богородицы, для которого устроена отдельная часовня. Переломным для прихода явился 2004 г., когда усилиями прихожан при поддержке других православных приходов и братств был начат процесс освобождения Кадашевского храма. В декабре 2004 г. возобновились регулярные службы в верхнем храме Воскресения Христова в Кадашах. В настоящее время идет постепенное освобождение и нижнего храма. Совместными усилиями Прихода с Обществом Ревнителей Православной Культуры издается журнал "Мир Божий" посвященный православной культуре и современной жизни Церкви. При храме создан историко-археологический музей "Кадашевская слобода", ведутся занятия в Воскресной школе. Наш храм, расположенный в центре древней столицы, нуждается в помощи. Предстоят большие работы по реставрации храма, благоустройству территории, возрождению приходской жизни. Мы надеемся, что совместные усилия и труды помогут возродить храм Воскресения Христова в Кадашах, и он станет средоточием духовной жизни нашего района и послужит общему делу духовного и культурного возрождения Российского Отечества. источник http://www.paskha.ru/Hramy_Voskreseniya_Hristova/
|