Вы уверены, что из вас никогда не
получится Стив Джобс? Не унывайте: миф об особом "творческом складе
ума" - это только миф, уверяет в своей статье в The Wall Street Journal
Джона Лерер, американский научный журналист. Статья представляет собой
переработанные отрывки из его новой книги "Представь себе: как устроена
креативность".
"Креативность - не наследственная черта,
заложенная в наших генах, и не божественный дар, преподнесенный
ангелами. Креативность - это умение. Любой человек может научиться
мыслить творчески и усовершенствовать это свое умение", - уверяет автор,
опираясь, по его словам, на новейшие исследования ученых.
Вот "10 рецептов креативности на скорую руку", как именует их Лерер:
1. Перекрасьте стены. В 2009 году ученые путем
эксперимента обнаружили: в комнате с голубыми стенами подопытные решали
вдвое больше "задачек на смекалку", чем в другой обстановке. "Голубой
цвет стимулирует ассоциативное мышление и действует успокаивающе", -
поясняет Лерер. А вот аналитические задачи лучше решать в красной
комнате, поскольку красный цвет стимулирует бдительность и внимание.
2. "Клюйте носом". Вот данные исследования,
опубликованные в феврале: "совы", которых заставляли решать головоломки
рано утром, справлялись с ними гораздо лучше, чем в более благоприятное
для себя время суток.
3. Не бойтесь грезить с открытыми глазами: как показали тесты, мечтательные люди более креативны.
4. Мысленно вернитесь в детство: испытуемые,
которым предложили вообразить себя семилетними детьми, гораздо лучше
справились с тестами на дивергентное мышление - например, с заданием
придумать способы использования автопокрышки.
5. Смейтесь вслух: после просмотра выступления комика испытуемые решали больше задач на смекалку (а именно, на 20% больше).
6. "Пусть мысли унесут вас в далекие края".
Исследователи из Индианы обнаружили: если испытуемым сказать, что задача
сочинена в Греции или Калифорнии, они справятся с ней намного лучше,
чем в случае, если им говорили, что задачу придумали прямо здесь в
лаборатории.
7. Правильно выбирайте выражения. "Один из
способов улучшить способность решать задачи - излагать условия задачи
другими словами. Когда употребляются конкретные глаголы с узким
значением, люди мыслят узко. Наоборот, употребление глаголов с широкими
значениями - "перемещаться" вместо "ехать" - может значительно повысить
количество решенных задач", - говорится в статье.
8. Не работайте в комнатах-клетушках.
Исследователи обнаружили: результаты стандартного теста на креативность
гораздо лучше, когда испытуемый сидит не в офисной кабинке площадью пять
квадратных футов, а снаружи нее. "Возможно, на мышление подсознательно
действовала метафора, заложенная во фразеологизме thinking outside the
box ["нестандартное мышление", дословно "мышление за пределами ящика". -
Прим. ред.].
9. Посмотрите мир: "ученый Адам Галинский
заключил, что студенты, которым доводилось жить за границей, гораздо
чаще справляются с классической задачей на смекалку".
10. Переезжайте в мегаполис. "Физики из
Института Санта-Фе обнаружили: переезд из маленького города в город
вдвое больше побуждает изобретателей патентовать в среднем на 15% больше
изобретений", - говорится в статье.
Лерер также приводит пример практической задачи,
которая была решена как бы по наитию. В 1974 году инженер Артур Фрай
ознакомился с новым изобретением Шелдона Силвера - клеем чрезвычайно
слабого действия. Можно ли придумать этому клею полезное применение? Все
недоумевали.
Фрай пел в церковном хоре и обычно вкладывал в
молитвенник бумажки вместо закладок. Но бумажки часто вываливались, и
Фраю приходилось спешно листать книгу в поисках нужного гимна. И вот
однажды его осенило: бумажка, намазанная слабым клеем, станет
многоразовой закладкой! "В итоге это откровение под куполом церкви
породило один из самых популярных офисных канцтоваров - липкую бумагу
для заметок", - поясняет автор.
Современные ученые также выяснили, какие отделы
мозга срабатывают при решении задач на смекалку: "за несколько секунд до
озарения резко оживляется верхняя предшествующая извилина височной
доли", заведующая объединением мало связанной между собой информации.
Как упоминается выше, ученые выявили, что
некоторые факторы повышают частоту озарений - "люди более восприимчивы к
ответам, исходящим из вышеуказанного отдела мозга". Что же это за
факторы? Например, просмотр юмористических роликов или алкоголь
(согласно свежему исследованию ученых Иллинойского университета). И
юмор, и спиртное побуждают нас расслабиться, а в расслабленном состоянии
человек восприимчивее к игре произвольных ассоциаций, которые
подсказывают ответ на трудные задачки. Кстати, именно поэтому Архимеда
гениальная идея осенила в ванне, а физик Ричард Фейнман занимался
вычислениями, сидя в стрип-клубе. "Креативность - полезный осадок от
времени, потраченного впустую", - говорил Эйнштейн.
Но Лерер тут же предостерегает: иногда требуется
креативность другого типа, когда успех достигается потом и кровью,
когда нужно перебрать массу вариантов, пока не доберешься до удачного.
"Все великие художники и мыслители - великие труженики", - писал Ницше.
Но как установить, какой тип креативности
требуется от тебя в данном конкретном случае? Что лучше поможет решить
задачу - кружка пива или бессонная ночь на работе? Лерер уверен, что
человеческий разум от природы способен сам выбирать нужный тип
творческой работы.
Также важно помнить: креативность нуждается в
сырье. "Очень ценно увеличить объем и разнообразие информации, с которой
вы соприкасаетесь", - советует автор. Он ссылается на Стива Джобса:
"креативность - это лишь умение скомбинировать разные вещи". С этим
граничит секрет, который является ключом к творческому мышлению -
"умение взглянуть на проблему глазами новичка, отбросить все предвзятые
мысли, не бояться потерпеть неудачу".