На бумаге все церкви Москвы переданы Московской патриархии. На
практике не менее пяти храмов "зависли", и вокруг них тлеют конфликты -
например, храм на Долгоруковской занят хранилищем мультфильмов, остается
музей в храме напротив Политехнического ("Под вязом"), на Грузинском
валу лишь маленький придел за верующими, в основном объеме остается
техникум и т.п. Патриархия, возможно, потому не форсирует процесс их
возвращения, что эти церкви ― лишний аргумент в выклянчивании денег на
строительство новых церквей в порядке "компенсации". Смена мэра в Москве
не остановила программы строительства церквей в новых районах, и это
строительство лишь формально "новое", а идеологически оно есть
"восстановление" того идеального порядка, при котором каждый житель
России находится в шаговой доступности для духовенства.
Между тем именно для христианина "храм" несет в себе проблему. Роза есть
роза, а вот храм не есть храм. "Храм" - от слова "храмина", "хоромина".
Храм ― хоромы Бога. "Бог" - это краткое словцо из трех букв меняет куда
больше в жизни, чем противоположное ему матерное словцо. "Дом Божий" ―
противоречие по определению. Евангелие множество раз возвращается к этой
теме: ведь Иисус был распят именно по обвинению в религиозном
экстремизме - хотел снести Храм. Господь Иисус Христос любил Храм как
дом Отчий, но храм Он видел в каждом человеке. Человек ― нерукотворный
храм. Поэтому первая заповедь ― любовь к Богу, вторая ― любовь к
человеку, а про любовь к храму нет ни слова.
Тысячу лет назад христиане строили свои храмы на месте языческих или
(если архитектура позволяла, как в античной культуре) просто превращали
языческие храмы в христианские. Сегодня язычество берет реванш,
язычество в христианской шкуре. Язычество и материализм ― считать, что
однажды освященное храмом место может быть занято лишь храмом. Язычество
и магизм ― считать, что за разрушение храма Бог отомстит. Язычество и
суеверие ― считать, что человек, народ, страна для храмов, а не храмы
для людей.
Ничто так не убивает мистику, как мистификация. Мистификация ― считать
духовным делом восстановление храмов. Если храм - памятник культуры, он
достоин восстановления и ухода, но именно как памятник культуры, а не
культа. Если храм некрасив, но есть верующие ― пусть будет храм, если
нет верующих ― можно снести, можно продать. В Европе так сплошь и рядом
происходит.
Сатанинская уловка в том, что большинство храмов, которые представляют
собой ценность как памятники культуры, община содержать не в силах. Эти
храмы строились на средства государства или государей, феодалов, богатых
купцов, промышленников. Они тянутся к небу ― это очень красиво, но
отопить такой объем стоит безумных денег. "Безумные деньги" - чужие
деньги. Чужие деньги ― это как стул, который любезно подвинули человеку,
помогли на него встать, чтобы к небу поближе был, и петельку на шею
накинули... Вечная жизнь ― это очень хорошо, но вечная жизнь на
государственном стульчике... Дамоклов стульчик.
Сказанное относится и к новоделам. Это настоящие ловушки для верующих.
За них придется заплатить, причем платить будут скорее всего не те, кто
эти храмы радостно принимает и вьет себе там гнездо, а наши дети и
внуки.
"По одежке протягивай ножки" - вот мудрость. Есть двое или трое ―
молитесь в квартире. Если из этих троих один олигарх ― пусть строит
храм, хоть христианский, хоть тантрический. Есть три тысячи человек ―
стройте себе храм. Покупайте землю в общем порядке и стройте. Ах, в
Москве земля не продается? Так давайте, добейтесь, чтобы продавалась.
Ах, это политика, а вера к политике отношения не имеет? Ну, аполитичные
вы наши, тогда не жалуйтесь. Как требовать у кесаря свободы ― мы
аполитичные, как выпрашивать у кесаря подаяния ― мы тут как тут.
Зацикленность на возвращении ― это ведь ад при жизни, как всякая
закольцованность. Спасение ― прямой путь, когда потеряли что-то, не
оглядываемся, некогда, на Бога глядим и вперед к Богу идем. Все эти
"возвращения" грешны трижды.
Во-первых, за возвращением всегда следует казнокрадство, потому что
содержать возвращенное в принципе невозможно. Это может быть
казнокрадство в виде прямых дотаций, в виде налоговых льгот, но ―
казнокрадство, то есть нарушение заповеди "не укради".
Во-вторых, возвращение в России часто есть и прямая кража - не у
государства, а у ближних. Так казенные православные украли
протестантские храмы в Восточной Пруссии. Да под разговоры о компенсации
уже столько всего нахапали мои единоверцы, что давным-давно лихву
приобрели. А "лихва" - от "лихо", "зло".
В-третьих, возвращение в России есть вопиющее проявление двойного
стандарта ― ведь отбирали не только у верующих, но возвращают только
верующим, и не всем, а избранным государством. По-христиански, по-Божьи
сперва добиться, чтобы вернули все другим, а самому в очереди быть
последним.
В-четвертых и в-главных (для верующих, во всяком случае) ― не надо
делать из храма идола. Молись всегда, молись везде, до дней последних
донца, молись ― и жертвуй денежку на свой храм, но всегда будь готов к
тому, что Бог снесет твой храм и Сам займет это место. Вот это будет
радость, вот это будет встреча.
|