Вороновица. Имение Можайских находится всего в 19 км от Винницы. Тут изобретатель самолета впервые поднялся на своей «Летунье»
«Дивлюсь я на небо та й думку гадаю: чому я не сокіл,
чому не літаю?» — пелось в украинской народной песне. Уверен, этой
песней мечты о небе у большинства моих земляков так и ограничились бы,
не дойдя до практического воплощения идеи полета в жизнь. Недаром в
начале ХХ века в Киеве так популярны были почтовые открытки сельского
мужика в вышиванке и шароварах, куда-то летящего на аэроплане-этажерке.
Киевляне привыкли видеть таких карикатурных «селюков», управляющих
телегой с парой волов, когда они приезжали на базар. А теперь эти до
боли знакомые персонажи в кудлатых шапках запутывались, по воле
художника, в проводах, жаловались на тесноту в небе, ругались в полете с
такими же комичными бородатыми «москалями» в косоворотках, тоже
спешащими куда-то по своей деревенской надобности. Подобные карикатуры
(а выпустили их целую серию!) вызывали искренний смех. Они не были
злыми. Это была насмешка города над селом — вкусившие плодов прогресса
иронизировали над теми, кто их еще даже не нюхал.
Но водились в наших краях и другие люди — капитан
Александр Можайский, инженер Игорь Сикорский, военные летчики Нестеров,
Казаков и Крутень. Одни из них родились на украинской земле. Другие
приехали сюда по долгу службы. Но всех их объединяла не имеющая границ
страсть оторваться от земли на «аппарате тяжелее воздуха».
Участие Украины в великом имперском проекте XVIII—XX
веков и сделало нас такими же пионерами воздушного океана, как
американцы и французы. Немногие страны могут похвастаться тем, что они
стояли у самых истоков авиации. Украина — может.
МОЖАЙСКИЙ ВПЕРВЫЕ ВЗЛЕТЕЛ В УКРАИНЕ.
Первый прототип своего самолета Александр Можайский построил в имении
Вороновица, которое и сегодня находится в 19 километрах от Винницы.
Имение купил его брат Николай в середине 60-х годов XIX столетия. До
этого оно принадлежало польскому роду Грохольских. После очередного
польского восстания 1863 года царская власть заставила магнатов,
замешанных в антиправительственных выступлениях, продать недвижимость в
этой части Российской империи.
Без стекол и штукатурки. Это задний фасад того же дворца в Вороновице
Так Вороновица оказалась в руках отставного капитана
второго ранга Николая Можайского. Существуют две версии, как именно это
произошло. По первой из них, младший брат изобретателя самолета выиграл
эти владения у Грохольского в карты. По другой — на мой взгляд, более
достоверной — купил в Одессе на аукционе. Можайские служили в это время в
Добровольном флоте, одной из баз которого и был этот порт. После
Крымской войны европейские державы запретили России иметь военно-морские
силы на Черном море. Но под видом обычных «торговых кораблей» был
создан тайный военный флот. В случае войны эти пароходы получали
артиллерию и становились крейсерами. Этой секретной флотилией и
занимались братья Можайские. С виду обычные отставники, а на самом деле —
скрытые до времени потенциальные корсары.
Купив Вороновицу, Николай Можайский через год
разбился на лошади. Как опекун детей покойного в поместье и появился его
брат Александр Васильевич, который был годом старше. Это был настоящий
морской волк. На парусном фрегате «Диана» в 1854 году он ходил из
Петербурга в Японию. Канарские острова, Рио-де-Жанейро, мыс Горн, Гавайи
— Можайский видел земли, в которых большинству из нас и сегодня не
доведется побывать. В Японии он пережил цунами. От гигантской волны
«Диана» погибла. Русские моряки построили новое суденышко из японских
деревьев, нарубив их в лесу, и добрались на родину. Судовой священник
протоиерей Василий Махов опубликовал после этого плавания весьма
занятные мемуары «Фрегат «Диана». Среди офицеров он упоминает и
лейтенанта Александра Можайского, ставшего крестным отцом
туземца-гиляка, которого обратили в православие русские путешественники
на тихоокеанском берегу.
Директор музея в Вороновице Виктор Демяненко: «На реставрацию нужно 3 млн гривен»
Музей авиации, который существует и сегодня в
Вороновице, выпустил недавно симпатичный значок-магнит — над роскошным
дворцом в классическом стиле летит аэроплан Можайского. Отставной
капитан действительно впервые поднялся в воздух именно в этих местах.
Правда, не на самолете, а на гигантском воздушном змее, который называл
«Летуньей». Этот планер был уменьшенной копией будущего аэроплана —
только без мотора. «Летунья» привязывалась к упряжке лошадей и взмывала в
воздух. А садиться могла даже на пруд. Так что это был еще и прототип
самолета-амфибии. Случались и «жесткие посадки» — после одной из них
Александр Можайский сломал ногу и до конца жизни прихрамывал.
Но это было чудо! Окрестные крестьяне даже считали,
что их барин знается с чертом! В их головы не укладывалось, что можно
летать, используя физические законы, а не нечистую силу. Годы с 1869-го
по 1876-й, проведенные Можайским в Вороновице, — это время, когда у него
сложился проект самолета, был построен его прототип и маленькая
летающая модель, которую поднимал в воздух часовой механизм. Колыбель
мировой авиации находится на нашей земле! И как же больно приезжать
сегодня в Вороновицу и осознавать, что Украина забыла об этом воистину
мирового значения событии.
В поместье Можайских сегодня находится авиационный
музей, открытый еще в советские времена. Но само здание разрушается. В
некоторых окнах нет даже стекол! Осыпается штукатурка с фасадов.
Ржавчина покрывает крышу. Обваливаются водосточные трубы. И это всего в
15 минутах езды от областного центра!
СПАСТИ ВОРОНОВИЦУ. Вороновицу
следовало бы сохранить, даже если бы это был просто чудом уцелевший
после революций и двух мировых войн панский дворец. Его строил в самом
конце XVIII века итальянец Доминик Мерлини — архитектор последнего
польского короля Станислава Лещинского. Изящные колонны, подковообразные
фасады, два роскошных бальных зала. А рядом — конюшни с огромными
погребами, службы… Это жемчужина как архитектуры, так и истории! Но
многие ли украинцы знают о ней?
Три года назад президент Ющенко отстроил дворец Разумовских в Батурине — нашлись и деньги,
и меценаты. И прекрасно, что отстроил! Это было, пожалуй, единственное
деяние его пятилетнего «гетманства», которое ни у кого не вызовет
критики. И все же Батуринский дворец — по сути, новострой. А дворец в
Вороновице — абсолютно аутентичный. Но его словно не видят и дают ему
умирать медленной смертью.
По словам директора музея Виктора Демяненко, на
реставрацию дворца необходимо три миллиона гривен. «Вся документация и
расчеты давно готовы, — говорит он. — Но из государственного бюджета уже
несколько лет нам не выделяют ни копейки».
Неужели дворцу в Вороновице, который был колыбелью мировой авиации, так и дадут погибнуть?
ФЛИГЕЛЬ СИКОРСКОГО В РУИНАХ
Киевская карикатура нач. XX века. Такие картинки пользовались популярностью сто лет назад
Игорем Сикорским наша страна вроде бы гордится. Его
называют «українським винахідником гелікоптера». При этом память
выдающегося изобретателя в городе, где он родился, буквально втоптана в
грязь. На улице Ярославов Вал, 15-а есть домик, в котором жил юный
Сикорский. Тут он сконструировал первую модель своего вертолета, который
теперь переименован в «гелікоптер» (это звучит очень «євроатлянтично») и
даже в «гвинтокрил» («национально-свидомая» версия того же слова). Но
два новомодных термина вместо одного проверенного годами сути дела не
меняют — дом Сикорского зияет глазницами пустых окон прямо в центре
Киева. Мемориальной таблички там нет. У общественности может сложиться
мнение, что это просто рядовой, ничем не примечательный домишко. Кому-то
захочется его снести или воткнуть вместо него высотную «свечку» — будет
памяти Сикорского отличная «могила».
Сикорский построил свой первый вертолет больше
столетия назад — в 1909 году. Он отрывался от земли и поднимал несколько
пудов груза. Есть фотографии того времени. Эпохальное событие произошло
именно во дворе дома на Ярославовом Валу! Любая страна сделала бы из
этого всемирное шоу и национальный бренд. Здесь, в Киеве, прямо в
столице Украины впервые поднялся в воздух летательный аппарат нового
типа — ВЕРТОЛЕТ!
Причем, Сикорский действительно мировая знаменитость.
Четырехмоторные тяжелые бомбардировщики «Илья Муромец» его конструкции
были первыми в мире! Буквально накануне Первой мировой войны конструктор
лично совершил на одном из них беспримерный перелет «Петербург — Киев».
До сих пор невозможно без восхищения читать репортаж Сикорского в
журнале «Воздухоплаватель» за август 1914 года об этом событии: «Илья
Муромец» шел на высоте 1200 метров, и под ним во все стороны
расстилались сказочные снежные местности с утесами и долинами. (Так
автор передает ощущение от вида облаков, расстилавшихся под самолетом. —
О.Б.) Я долго не мог оторваться от этой необычайной красоты. Было около
8 часов утра, когда мы решили спускаться, так как должен был вскоре
показаться Киев. Увидев справа под собой проталину, мы снизились и в
ней, как в окошке, увидели очертания Киево-Печерской лавры и Цепного
моста. Сделав большой круг, мы спустились на знакомом Куреневском
аэродроме».
Ярославов Вал, 15-а. Киевский дом изобретателя вертолета
После революции Сикорский уехал в США, не желая
мириться с советской властью, основал за океаном свою фирму, выпустил
несколько типов самолетов, а потом в 1942 году получил государственный
заказ от американского правительства на первую в мире партию вертолетов.
Они предназначались для эвакуации раненых. Теперь в России его называют
«россиянином», в Украине — «украинцем», в Соединенных Штатах —
«американцем» Igor Sikorsky. А он был, прежде всего, КИЕВЛЯНИНОМ — и
даже на акции своей компании в США поместил изображение «Ильи Муромца»,
летящего в родной город!
«Гвинтокрил». Один из первых вертолетов Игоря Сикорского
Неужели образ Сикорского менее выгоден для создания
положительного имиджа Украины, чем шароварные Спрытко и Гарнюня, которых
одно время пытались запустить в дело, по заказу МИД? Любая думающая о
будущем страна отремонтировала бы дом изобретателя вертолета, разместила
бы там музей и включила его во все туристические маршруты. Для мира
абсолютно не важно, были ли у нас бандеры и мазепы. В мире их, по
большому счету, не знают и никогда знать не будут, как мы не знаем имен
папуасских вождей, настригших чьих-то голов. Сикорский же был и
останется наряду с Булгаковым самым известным уроженцем столицы Украины.
ЗАБЫТЫЕ АСЫ КАЗАКОВ И КРУТЕНЬ
Лет десять назад в Киеве снесли дом, в котором жил
один из лучших асов Первой мировой войны капитан Евграф Крутень. Память
уничтожена. Осталась только символическая могила героя на Лукьяновском
кладбище рядом с захоронением легендарного Нестерова. Стелу в честь
Крутеня установил еще в 70-х годах прошлого века за свои деньги
авиаконструктор Олег Антонов. Дом Крутеня — потомка запорожских казаков,
друга и сослуживца Нестерова, истребителя, одержавшего 16 воздушных
побед, уничтожен варварским строительным бумом в Киеве, который не
пощадил ради наживы ни Сенного рынка, ни множества старинных уютных
особнячков, придававших обаяние древнему городу.
Крутень. Летал на самолете с головой Ильи Муромца
А был Евграф Крутень человеком действительно
замечательнейшим, награжденным орденом Святого Георгия 4-го и 3-го
классов и Золотым Георгиевским оружием, а также французским Военным
Крестом с пальмовыми ветвями. Он воевал в небе России и Франции, а погиб
под Тернополем в июле 1917 года. Киевлянин по рождению и духу —
закончил Киевский кадетский корпус, служил во 2-м конно-горном
артиллерийском дивизионе, стоявшем в Киеве, а потом перевелся 3-ю
авиароту, которая тоже дислоцировалась на Сырецком аэродроме, где
Нестеров совершил первую в мире мертвую петлю.
Уроженец Украины полковник Казаков — лучший ас Первой мировой — вычеркнут из нашей истории
Уроженцем Украины был и лучший русский ас Первой
мировой полковник Александр Казаков. Он родился в 1889 году в Херсонской
губернии. Окончил Елисаветградское кавалерийское училище —
Елисаветградом до революции назывался нынешний Кировоград. А службу
офицером начал в Киевском военном округе — в 12-м Белгородском уланском
полку, дислоцировавшемся в Проскурове (сейчас — Хмельницкий). Наш
человек! Число его воздушных побед для Восточного фронта просто
фантастично — 32! Так почему же он забыт? После Октябрьской революции
полковник Казаков оказался в Белой армии и сразу стал не нужен — ни
Украине, ни Советской России. Его просто вычеркнули из истории. Только
недавно в книге «Летающие тузы», вышедшей в Санкт-Петербурге в 2006
году, появился первый подробный очерк о воздушных подвигах рекордсмена с
Херсонщины.
Напомню, что во время войны наш земляк Крутень летал
на истребителе, украшенном изображением самого знаменитого богатыря
«киевского цикла» — Ильи Муромца. Вряд ли этот былинный персонаж в
остроконечном шлеме появился на фюзеляже его самолета случайно. Как не
случайно был назван «Ильей Муромцем» и бомбардировщик Сикорского.
Летчики — оба киевляне — знали, что мощи Ильи лежат в Киево-Печерской
Лавре. Для них богатырь символизировал силу родного города и святость
Руси. А Сикорский на склоне лет написал даже несколько трудов по
православному богословию. Не на черте, а с Божьей помощью стремились в
небо эти люди. Забывая о них, мы лишаем Божьей помощи самих себя.