Суббота
16.12.2017, 9.23.07
GRAFPOLIT
| RSS
Главная
Меню

Разделы
Главные новости [8]
Информация о сайте. [0]
Новости [38]
Политика [72]
Общество [21]
Мир [3]
Культура [11]
Искусство [0]
Наука [7]
История [5]
Истории [3]
Астрология [6]
Астрономия [0]
Интересно [8]
Разное [2]
Мнения [4]
Человек-персоналии [0]
Виталий Портников [13]
Дмитрий Быков [8]
Олесь Бузина [17]
Кривой Рог [2]
Интернет [13]
Компьютеры [1]
Веб мастеру [5]
Hi-Tech [13]
Графика [2]
фотоподборки [14]
Фото [7]
Мода [5]
Юмор [0]
Музыка [5]
Видео [7]
Кино [2]
Музыка [1]
Спорт [8]
Объявление [2]

Наш баннер

Поиск

Онлан сервисы

Cтатистика

Cтатистика

Поделиться

Статистика
Яндекс.Метрика

Главная » 2013 » Июль » 3 » Рыжие богини пред лицом вечности
Рыжие богини пред лицом вечности
0.10.52

В ГМИИ имени Пушкина открылась выставка работ Тициана


http://img.gazeta.ru/files3/9/5395009/upload-TASS_4751749-pic4_zoom-1000x1000-79829.jpg


http://img.gazeta.ru/files3/5/5395005/upload-TASS_4751716-pic4_zoom-1000x1000-41844.jpg


http://img.gazeta.ru/files3/989/5394989/upload-TASS_4753757-pic4_zoom-1000x1000-22518.jpg


http://img.gazeta.ru/files3/997/5394997/upload-TASS_4751748.jpg


http://img.gazeta.ru/files3/985/5394985/upload-TASS_4751760.jpg


http://img.gazeta.ru/files3/993/5394993/upload-TASS_4753756.jpg


В ГМИИ имени Пушкина открылась одна из главных выставок года — «Тициан. Картины из музеев Италии». Сокращенная версия недавнего римского показа представляет в Москве творчество великого венецианца пунктирно, но весомо.

В отношении Тициана Вечеллио давным-давно сложился стереотип, определяющий его место в истории мирового искусства. Попросите кого угодно, хоть специалиста, хоть человека с улицы, назвать пятерку величайших гениев итальянского Возрождения — спонтанные «рейтинги» почти наверняка окажутся похожими. Скорее всего, Тициан уступит лидерство Леонардо, Рафаэлю и Микеланджело, но из «топ-листа» вряд ли выпадет. Хотя ренессансную эпоху не единожды подвергали интеллектуальным ревизиям (например, существенное ее переосмысление в части имен и тенденций происходило на прошлом рубеже веков), все же столпы так и остались столпами. Тициан к их числу принадлежит, вне всяких сомнений. Косвенно это подтверждается даже на уровне привычной мнемотехники: как и в случае с тремя другими упомянутыми художниками, к имени не требуется прикладывать фамилию. И так понятно, о ком речь.

Как и полагается настоящему гению, Тициан оказал мощное влияние на последующую изобразительную культуру. Сейчас это влияние трудновато даже оценить, поскольку люди, чему-то у него заочно научившиеся, сами вошли в категорию классиков, в мысленном диалоге с которыми воспитывались другие классики, и так далее. Стоить потянуть за одну лишь ниточку в этом затейливом хронологическом узоре, как разверзнется искусствоведческая бездна:

без Тициана непредставим Караваджо, без Караваджо непредставим Веласкес, без Веласкеса трудно понять генезис Пикассо, как ни странно, а уж без Пикассо каким бы было современное искусство?

Таких цепочек можно выстроить не один десяток.

Но ценность персональных музейных выставок заключается прежде всего в том, что раздумья о судьбах культуры можно отложить на потом, в качестве рефлексии и послевкусия.

Придя на Тициана, надо смотреть самого Тициана.

Пусть даже освещение оставляет желать лучшего (у Пушкинского музея традиционные проблемы с осветительными приборами на гастрольных выставках: живопись бликует, откуда ни посмотри). И пусть даже состав экспозиции далек от той репрезентативности, которой удалось достичь на недавнем показе Тициана в Риме, в выставочном зале Scuderie del Quirinale. Там демонстрировались 39 произведений, до Москвы добрались 11. Отчего такие потери? Да все просто: в римскую ретроспективу были включены экспонаты из множества европейских и американских музеев, а мы вели переговоры о гастролях исключительно с итальянцами. Посему все заграничные коллекции по окончании проекта разобрали свое имущество по домам, в ГМИИ же прибыли те работы, что находятся в ведении Итальянской Республики. Надо полагать, и этого бы не случилось, если бы не личное участие посла Антонио Дзанарди Ланди, который за время пребывания в России зарекомендовал себя человеком, не жалеющим сил для преодоления двух национальных бюрократических систем ради реального культурного обмена. Давайте ему мысленно поаплодируем.

Одним из проектов, реализованных в Пушкинском музее благодаря настойчивости Ланди, была выставка упомянутого выше Караваджо.

Формат нынешнего тициановского показа очень похож: столько же произведений в тех же залах. Но смысл и содержание другие, естественно. В отличие от Караваджо, буяна и отщепенца, Тициан прослыл «королем живописцев и живописцем королей», то есть пользовался благосклонностью не отдельных прозорливцев-аристократов, а буквально всех монархов и понтификов, выпавших на его век. Поскольку век оказался длинным (художник скончался в Венеции от чумы — долгое время считалось, что на 99-м году жизни, хотя потом исследователи скинули от этого возраста десяток лет; точная дата рождения Тициана до сих пор не установлена), высокопоставленные заказчики никогда не иссякали, а сам автор обладал завидной трудоспособностью, получилась целая персональная эпоха. Ее вехи и обозначены на московской выставке избранными опусами.

Хотя ГМИИ с Эрмитажем могут похвастать и собственными работами Тициана, весьма неплохими (спасибо Екатерине II за покупки), его ретроспектива для России — ситуация экстраординарная.

В частности, в наших музеях совсем нет алтарных образов кисти этого художника, а они чрезвычайно важны для понимания, что такое Тициан. Из венецианской церкви Сан-Сальвадор в Москву прибыло огромное четырехметровое «Благовещение», никогда прежде не покидавшее пределов Италии, и столь же невыездное «Распятие Христа» из Сан Доменико Маджоре в Анконе. Тут эффект позднего Тициана, пренебрегшего мелочными условностями ради общей выразительности, которая достигалась порой радикальными средствами (скажем, крест из «Распятия» уносится в сумрачное небо без оглядки на «земной» передний план), — этот эффект неотразим.

Впрочем, публика больше любит хиты с фирменными рыжеволосыми барышнями, и они здесь тоже присутствуют:

знаменитая «Флора» из галереи Уффици, не менее знаменитая «La Bella» («Красавица») из флорентийского Палаццо Питти, и чувственно-мистичная «Даная» из неаполитанского музея Каподельмонте (насчет последнего холста существует множество отзывов современников Тициана: от сладострастного предупреждения некоего клирика, что «эта нагая способна вселить дьявола в самого великого инквизитора Венеции», до замечания Микеланджело, похвалившего автора за колорит, но не преминувшего бросить упрек в плохом рисовании — правда, Микеланджело в суждениях никогда и ни с кем особо не церемонился). Едва ли не первым примером игривой куртуазности в европейском искусстве стала «Венера, завязывающая глаза Амуру» — эта легендарная картина тоже здесь. Забавно: возникает неожиданная связь между выставкой прерафаэлитов и Тицианом в пределах одного музея:

хоть Тициан и «пострафаэлит», но ввел в обиход такой рыжеволосый женский типаж, от которого не смогли отделаться даже его будущие идейные противники.

Мужские портреты не столь заманчивы внешне, зато в них больше психологии и рассудительных цветовых тонкостей (данную категорию представляют «Портрет Джулио Романо», архитектора и художника, любимого ученика Рафаэля, «Портрет графа Антонио ди Порчиа» и «Портрет Томмазо Мости», который со временем неофициально переатрибутировался в портрет его брата, но не стал этого менее интересным и «тицианистым»). Да, и нельзя не упомянуть ранние работы художника, которые выдают влияние Джорджоне: «Мадонну с младенцем» и «Крещение Христа». Они немного вторичны, что естественно, но именно оттуда вырастает вся дальнейшая, судьбоносная эволюция.

Когда Эжен Делакруа произносил свою хрестоматийную фразу «Все мы плоть и кровь Тициана», он явно не имел в виду круг сюжетов и набор авторских приемов (эти приемы не так уж многочисленны, в них заметна повторяемость). Француз подразумевал, скорее, метод перевода реальности в изображение. Мы все видим, чувствуем, понимаем, но, как собаки в известной поговорке, «сказать не можем». Тициан знал, как именно сказать, то есть трансформировать череду отражений на сетчатке глаза в оригинальный, вменяемый образ. Тем и интересен по сию пору.


источник   http://www.gazeta.ru/culture/photo/vystavka_titsian._kartiny_iz_muzeev_italii.shtml


Категория: Культура | Просмотров: 590 | Добавил: yana | Теги: картины, живопись, музеи, Выставка | Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш баннер

Наш журнал

Поиск

Фотошоп
Призрак
Montures
Рисунок из фото в фотошопе
Cross Processing (эффект кросс-процесса в фотошопе)
Создаём эффектные узоры в Фотошоп- 2
Волнующее море в Фотошоп
Анимация дождя в Фотошоп
Ты-звезда!
Создаём постер с гейшей в Фотошоп
Создай граффити текст в Фотошоп
Рисуем зонтик в Фотошоп
Создаём анимированный баннер в Фотошоп
Превращаем фото-портрет в картину используя Фотошоп
Удаляем трещины с старой Фотографии используя Фотошоп
Основы тех. дизайна
Рассеянный фотоэффект в Фотошопе
Придаем эффект гламура Фотографии в Фотошопе
Омоложение в Фотошопе, Делаем человека моложе обработав его фотографию
Создаем эффект старого фото
Ретуширование скучного снимка в синих , голубых тонах


Copyright MyCorp © 2017